Законодательство
Саратовской области

Саратовская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Саратовской областной Думы от 16.07.2003 № 14-510
(ред. от 21.09.2005)
"ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ И ПОСЕЛЕНИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2004 - 2010 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован
Первоначальный текст документа также не опубликован
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам


Утратил силу с 27 декабря 2006 года в связи с изданием Постановления Саратовской областной Думы от 27.12.2006 № 63-2518.
   ------------------------------------------------------------------

Изменения, внесенные постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 № 43-1723, вступили в силу с 21 сентября 2005 года.



САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2003 г. № 14-510

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ
И ПОСЕЛЕНИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2004 - 2010 ГОДЫ

(в ред. Постановления Саратовской областной Думы
от 21.09.2005 № 43-1723)

Саратовская областная Дума постановляет:
Утвердить областную целевую Программу "Градостроительное планирование развития территорий и поселений Саратовской области" на 2004 - 2010 годы (прилагается).

Председатель
Саратовской областной Думы
С.А.ШУВАЛОВ





Приложение
к Постановлению
Саратовской областной Думы
от 16 июля 2003 г. № 14-510

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ
И ПОСЕЛЕНИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2004 - 2010 ГОДЫ

(в ред. Постановления Саратовской областной Думы
от 21.09.2005 № 43-1723)

Паспорт
областной целевой Программы
"Градостроительное планирование развития территорий и
поселений Саратовской области" на 2004 - 2010 годы

Наименование Программы - областная целевая Программа
"Градостроительное планирование развития
территорий и поселений Саратовской
области на 2004 - 2010 годы" (далее -
Программа)
Государственные заказчики - Правительство области, комитет по
Программы строительству и стройиндустрии области
Основные разработчики - Главное управление архитектуры и
Программы градостроительства комитета по
строительству и стройиндустрии области,
Саратовский Академический
научно-творческий центр
Цель Программы - улучшение условий проживания населения
и устойчивого территориального развития
Саратовской области посредством
совершенствования системы расселения,
застройки, благоустройства городских и
сельских поселений, их инженерной,
транспортной и социальной инфраструктур,
рационального природопользования, охраны
и использования объектов
историко-культурного наследия,
сохранения и улучшения окружающей
природной среды
Задача Программы - разработка документов по
территориальному планированию
Саратовской области на 2004 - 2010 годы
(в ред. Постановления Саратовской областной Думы от 21.09.2005
№ 43-1723)
Сроки реализации 2004 - 2010 годы
Программы
Исполнители основных - комитет по строительству и
мероприятий стройиндустрии области, министерство
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства области, органы местного
самоуправления (по согласованию),
исполнителей областной Программы
определяет государственный заказчик
на конкурсной основе
(в ред. Постановления Саратовской областной Думы от 21.09.2005
№ 43-1723)
Объемы и источники - общий объем финансирования Программы
финансирования Программы составит 125,0 млн. руб. за счет средств
областного бюджета
Ожидаемые конечные - создание:
результаты Программы научно-методических основ и
экономических обоснований для систем
стратегического планирования развития
области,
комплекта документов территориального
планирования, обеспечивающих устойчивое
развития территорий Саратовской области
(в ред. Постановления Саратовской областной Думы от 21.09.2005
№ 43-1723)

Введение

Качество жизни населения определяется уровнем удовлетворения основных духовных и материальных потребностей человека, среди которых одной из главных является достойная среда обитания (необходимые условия для труда, быта и отдыха человека), формировать которую призвано градостроительство.
Города и системы расселения области концентрируют в себе весь ее огромный социальный и производственный потенциал, определяют решающие условия для ее экономического и духовного прорыва в XXI век.
Из общей численности населения области 2721 тыс. человек в городах и поселках городского типа проживают 1991,2 тыс. человек, или 74 процента, в сельских поселениях - 729,8 тыс. человек, или 26 процентов населения.
В городах и крупных поселках сосредоточена основная часть производительных сил области, являющаяся, в свою очередь, градообразующей базой. Города являются главными потребителями энерго-, био- и техноресурсов, главными полигонами внедрения ресурсосберегающих технологий, инвестиционно-строительной и финансовой активности.
Осмысление происходящих процессов, их анализ и оценка являются отправной точкой документов территориального планирования.
(в ред. Постановления Саратовской областной Думы от 21.09.2005 № 43-1723)
В настоящее время лишь 10 процентов муниципальных образований области обеспечены относительно современными документами территориального планирования. Документы территориального планирования области были разработаны в 80-х годах прошлого столетия и не корректировались.
(в ред. Постановления Саратовской областной Думы от 21.09.2005 № 43-1723)
На передний план сегодня выходят вопросы территориального планирования муниципальных образований области. Без разработки документов территориального планирования области эти вопросы не решить.
(в ред. Постановления Саратовской областной Думы от 21.09.2005 № 43-1723)
Разработка документов территориального планирования позволит получить ответы на важнейшие вопросы:
как будет складываться реальное расселение в каждом муниципальном образовании;
какие поселения будут и далее развиваться, а какие исчезнут;
какие объемно-планировочные и инженерно-технические решения рекомендуется применять в застройке населенных пунктов с учетом местной специфики.
(часть восьмая в ред. Постановления Саратовской областной Думы от 21.09.2005 № 43-1723)
Без учета ответов на эти вопросы невозможно выбрать оптимальный вариант устойчивого развития того или иного муниципального образования. Сейчас же необходимо прежде всего определить политику градостроительства в целом.
(в ред. Постановления Саратовской областной Думы от 21.09.2005 № 43-1723)

1. Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее решения
программными методами

Важнейшей особенностью Саратовской области в настоящее время является ее резко изменившееся геополитическое положение. В силу происшедших за последние годы изменений область стала пограничной, местом пересечения важнейших транспортных коридоров: север - юг, запад - восток.
Высокий научно-технический и производственный потенциал, сформировавшаяся сложная система расселения и структура поселений, исключительные природные, историко-культурные ценности и сложные экологические условия области требуют комплексного решения возникающих проблем на уровне областной целевой программы.
В настоящее время область не имеет документов территориального планирования, учитывающих изменения в экономической и политической жизни государства, в связи с чем часто не учитываются важнейшие факторы, среди которых - появление новых форм собственности, многоукладного землепользования, возникновение рыночной стоимости на земельные участки, наличие новых источников финансирования капитального строительства, имущественное расслоение общества.
(в ред. Постановления Саратовской областной Думы от 21.09.2005 № 43-1723)
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации документами территориального планирования должны быть обеспечены все субъекты Российской Федерации и муниципальные районы до 2006 года, а поселения и городские округа до 2008 года.
(в ред. Постановления Саратовской областной Думы от 21.09.2005 № 43-1723)
Отсутствие в области документов территориального планирования муниципальных образований приводит в реальных условиях к необходимости принятия решений на материалах, не соответствующих современным условиям. Практика показывает, что отсутствие документов территориального планирования дает возможность волевым путем вторгаться в сложившуюся среду, пренебрегая интересами поселения, его жителей, ущемляя права граждан.
(в ред. Постановления Саратовской областной Думы от 21.09.2005 № 43-1723)
Главными причинами, препятствующими обновлению документов территориального планирования, являются отсутствие долгосрочных программ развития территорий и недостаточное, а иногда и полное отсутствие финансирования их разработки.
(в ред. Постановления Саратовской областной Думы от 21.09.2005 № 43-1723)
Основными аспектами, рассматриваемыми документов территориального планирования, являются:
(в ред. Постановления Саратовской областной Думы от 21.09.2005 № 43-1723)
направление развития и совершенствования систем расселения и миграционных процессов: федеральных, региональных, местных - и их взаимодействия между собой;
приоритетные направления развития инженерной, транспортной, социальной и производственной инфраструктур;
предложения по формированию зон различного функционального назначения.
(в ред. Постановления Саратовской областной Думы от 21.09.2005 № 43-1723)
Отсутствие комплексного освоения и застройки территорий районов области, городских и сельских поселений приводит к резкому отставанию строительства объектов социальной сферы, транспорта, инженерных сетей и оборудования, упадку коммунального хозяйства существующих поселений и ухудшению экологии в области.
Исключение градостроительных технологий планирования развития территорий из хозяйственной деятельности при формировании инвестиционных программ и проектов приводит к утрате эффективности принимаемых управленческих решений, снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Критическое положение усугубляется не только отсутствием финансирования, незавершенностью имеющихся градостроительных разработок, но и рядом управленческих и организационно-правовых ошибок в формировании инвестиционных процессов при размещении и строительстве объектов, а также решении земельных отношений без учета закономерностей территориально-пространственного развития области. Территориально-пространственный подход позволяет согласовать мероприятия различных ведомственных программ по содержанию и срокам реализации, сократив потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. В то же время в составе всех документов территориального планирования обязательно присутствует раздел "Социально-экономическое развитие".
(в ред. Постановления Саратовской областной Думы от 21.09.2005 № 43-1723)
В сложившихся условиях представляется необходимым осуществить одновременные действия по:
становлению планирования развития области на основе взаимодействия социально-экономического прогнозирования, программно-целевого и территориального планирования;
созданию документов территориального планирования градостроительных регламентов.
(часть одиннадцатая в ред. Постановления Саратовской областной Думы от 21.09.2005 № 43-1723)
Осуществление этих действий требует координации деятельности органов государственной власти области в сфере градостроительной деятельности, земельных отношений и инвестиционной политики, что возможно только программно-целевыми методами в рамках областной целевой программы.
(в ред. Постановления Саратовской областной Думы от 21.09.2005 № 43-1723)

2. Основные цель и задача Программы

Основная цель Программы - улучшение условий проживания населения и устойчивого территориального развития области посредством совершенствования системы расселения, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, охраны и использования объектов историко-культурного наследия, сохранения и улучшения окружающей природной среды.
Задачей настоящей Программы является разработка документов по территориальному планированию области.
(в ред. Постановления Саратовской областной Думы от 21.09.2005 № 43-1723)
Для достижения поставленной задачи необходимо решение следующих вопросов:
обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;
осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки;
осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;
осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;
осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;
осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
(часть третья в ред. Постановления Саратовской областной Думы от 21.09.2005 № 43-1723)

3. Сроки реализации Программы

Мероприятия Программы должны быть реализованы в течение 2004 - 2010 годов.

4. Система мероприятий Программы

(в ред. Постановления Саратовской областной Думы
от 21.09.2005 № 43-1723)

   ----T-----------------------------T----------T-----------T---------------------¬

¦ № ¦ Наименование мероприятия ¦ Срок ¦ Стоимость ¦ Ответственные ¦
¦п/п¦ ¦исполнения¦(млн. руб.)¦ исполнители ¦
+---+-----------------------------+----------+-----------+---------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+---+-----------------------------+----------+-----------+---------------------+
¦1. ¦Обновление карт и планов¦ 2005 год ¦ 6,3 ¦ министерство ¦
¦ ¦населенных пунктов области,¦ 2006 год ¦ 6,0 ¦ строительства и ¦
¦ ¦не имеющих или имеющих¦ 2007 год ¦ 5,0 ¦жилищно-коммунального¦
¦ ¦устаревшие топографические¦ 2008 год ¦ 5,5 ¦ хозяйства области ¦
¦ ¦материалы, приобретение¦ 2009 год ¦ 5,5 ¦ ¦
¦ ¦материалов космической съемки¦ 2010 год ¦ 7,0 ¦ ¦
¦ ¦территории области ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Всего ¦ ¦ 35,3 ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-----------+---------------------+
¦2. ¦Разработка схемы¦ 2004 год ¦ 20,3 ¦ комитет по ¦
¦ ¦территориального планирования¦ 2005 год ¦ 7,0 ¦ строительству и ¦
¦ ¦области, плана реализации¦ 2006 год ¦ 6,0 ¦ стройиндустрии ¦
¦ ¦схемы территориального¦ 2007 год ¦ 5,0 ¦области, министерство¦
¦ ¦планирования области,¦ 2008 год ¦ 5,0 ¦ строительства и ¦
¦ ¦документации по планировке¦ 2009 год ¦ 5,5 ¦жилищно-коммунального¦
¦ ¦территории для размещения¦ 2010 год ¦ 6,0 ¦ хозяйства области ¦
¦ ¦объектов капитального¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦строительства областного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦значения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Всего ¦ ¦ 54,8 ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-----------+---------------------+
¦3. ¦Совместная подготовка¦ 2006 год ¦ 2,5 ¦органы исполнительной¦
¦ ¦проектов документов¦ 2007 год ¦ 2,0 ¦ власти области, ¦
¦ ¦территориального планирования¦ 2008 год ¦ 3,0 ¦ органы местного ¦
¦ ¦Правительством области и¦ ¦ ¦ самоуправления ¦
¦ ¦органами местного¦ ¦ ¦ (по согласованию) ¦
¦ ¦самоуправления (по¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦согласованию) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Всего ¦ ¦ 7,5 ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-----------+---------------------+
¦4. ¦Разработка региональных¦ 2005 год ¦ 0,7 ¦ министерство ¦
¦ ¦нормативов градостроительного¦ 2006 год ¦ - ¦ строительства и ¦
¦ ¦проектирования и иной¦ 2007 год ¦ 1,0 ¦жилищно-коммунального¦
¦ ¦документации в сфере¦ 2008 год ¦ 1,0 ¦ хозяйства области ¦
¦ ¦градостроительства ¦ 2009 год ¦ 1,0 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 2010 год ¦ 2,0 ¦ ¦
¦ ¦Всего ¦ ¦ 5,7 ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-----------+---------------------+
¦5. ¦Ведение градостроительного¦ 2004 год ¦ 5,2 ¦ комитет по ¦
¦ ¦кадастра Саратовской области,¦ ¦ ¦ строительству и ¦
¦ ¦в том числе ¦ ¦ ¦ стройиндустрии ¦
¦ ¦программное обеспечение,¦ ¦ 1,5 ¦области, министерство¦
¦ ¦приобретение технических¦ ¦ 3,7 ¦ строительства и ¦
¦ ¦средств ¦ ¦ ¦жилищно-коммунального¦
¦ ¦ ¦ 2005 год ¦ 1,0 ¦ хозяйства области ¦
¦ ¦программное обеспечение,¦ ¦ 0,3 ¦ ¦
¦ ¦приобретение технических¦ ¦ 0,7 ¦ ¦
¦ ¦средств ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 2006 год ¦ 0,5 ¦ ¦
¦ ¦программное обеспечение,¦ ¦ 0,15 ¦ ¦
¦ ¦приобретение технических¦ ¦ 0,35 ¦ ¦
¦ ¦средств ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Всего ¦ ¦ 6,7 ¦ ¦
+---+-----------------------------+----------+-----------+---------------------+
¦6. ¦Разработка схем¦ 2006 год ¦ - ¦ министерство ¦
¦ ¦территориального планирования¦ 2007 год ¦ 3,0 ¦ строительства и ¦
¦ ¦зон с особыми условиями¦ 2008 год ¦ 1,0 ¦жилищно-коммунального¦
¦ ¦использования территории ¦ 2009 год ¦ 4,0 ¦ хозяйства области"; ¦
¦ ¦ ¦ 2010 год ¦ 7,0 ¦ ¦
¦ ¦Всего ¦ ¦ 15,0 ¦ ¦
L---+-----------------------------+----------+-----------+----------------------


5. Финансовое обеспечение Программы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных на реализацию Программы законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

6. Контроль за ходом реализации Программы

(в ред. Постановления Саратовской областной Думы
от 21.09.2005 № 43-1723)

Контроль за ходом реализации Программы осуществляет министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, обеспечивающее целевое использование средств, выделенных на реализацию Программы, в соответствии с утвержденными мероприятиями; взаимодействие между их исполнителями.

7. Объем финансирования Программы

(в ред. Постановления Саратовской областной Думы
от 21.09.2005 № 43-1723)

(млн. руб.)
2004 год - 25,5
2005 год - 15,0
2006 год - 15,0
2007 год - 16,0
2008 год - 15,5
2009 год - 16,0
2010 год - 22,0
__________________________________________________________________
Всего 125,0

8. Оценка эффективности Программы

Реализация Программы позволит получить многосторонний социально-экономический эффект и будет иметь позитивные последствия во многих сферах жизни области.
Наряду со значительным эффектом, имеющим региональное значение, реализация Программы позволит существенно повысить уровень социально-экономического развития каждого муниципального образования. Это, прежде всего, дальнейшее развитие экономической базы населенных пунктов, уход от узкой специализации в сторону усиления ее социальной направленности, обеспечения разнообразия занятости населения при росте его численности.
Часть исключена. - Постановление Саратовской областной Думы от 21.09.2005 № 43-1723.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru