Законодательство
Саратовской области

Саратовская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Саратовской области от 25.05.2004 № 125-П
(ред. от 04.04.2006)
"О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2010 ГОДА"

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован
Первоначальный текст документа также не опубликован
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам


Изменения, внесенные Постановлением Правительства Саратовской области от 04.04.2006 № 112-П, вступили в силу с 4 апреля 2006 года



ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2004 г. № 125-П

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2010 ГОДА

(в ред. Постановления Правительства Саратовской области
от 04.04.2006 № 112-П)

В целях совершенствования системы социального обслуживания населения Саратовской области Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития системы социального обслуживания населения Саратовской области до 2010 года.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления при планировании и осуществлении мероприятий в области развития системы социального обслуживания населения руководствоваться положениями вышеуказанной Концепции.
3. Утратил силу. - Постановление Правительства Саратовской области от 04.04.2006 № 112-П.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор
Саратовской области
Д.Ф.АЯЦКОВ





Приложение
к Постановлению
Правительства Саратовской области
от 25 мая 2004 г. № 125-П

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2010 ГОДА

Введение

Концепция развития системы социального обслуживания населения Саратовской области до 2010 года (далее - Концепция) представляет собой комплекс задач и приоритетов региональной политики по формированию эффективной системы социального обслуживания населения.
Концепция разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и Саратовской области. Она учитывает основные положения Программы социально-экономического развития Саратовской области на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), результаты реализации Концепции демографической политики в Саратовской области на период до 2015 года, Концепции семейной политики Саратовской области на 2001 - 2005 годы, Концепции развития системы адресной социальной помощи населению Саратовской области, Концепции перехода на выплату единого социального пособия, Концепции перехода на выплату пособий вместо предоставления льгот, федеральных, областных целевых программ.
Концепция направлена на обеспечение взаимодействия всех уровней власти, межсекторное сотрудничество, оптимизацию ресурсов при решении проблем социального обслуживания населения.

Анализ ситуации

Развитие системы социального обслуживания населения определяется, в первую очередь, потребностями граждан в социальных услугах и социальной поддержке, особенностями региональной социальной политики, законодательства, а также внутренним состоянием самой системы.
Среди внешних условий, не оказывающих прямого влияния на систему социального обслуживания населения, но определяющих ее целевую направленность на перспективу, наибольшее значение имеют следующие:
неблагополучная демографическая ситуация, в том числе изменение возрастной структуры населения области;
низкий уровень жизни определенной части населения (недостаточный уровень доходов, безработица);
рост инвалидизации населения;
рост семейного неблагополучия;
несовершенство действующего законодательства;
низкий уровень финансовой обеспеченности социальной политики.
Анализ демографического и социально-экономического развития области позволяет сделать вывод о том, что результаты влияния внешних условий приводят к значительной дифференциации потребностей различных возрастных и социальных групп в услугах, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населения области, причем востребованность отдельных видов услуг принципиально различается в районах и даже отдельных населенных пунктах области.
Сокращение общей численности населения области сопровождается процессом его постарения. По прогнозу, к 2010 году число лиц старше трудоспособного возраста (592 тысячи человек) в 1,5 раза превысит число лиц, не достигших 16 лет (379 тысяч человек), в основном за счет сокращения числа детей (на 22 процента по сравнению с 2002 годом). При этом, доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения существенно не изменится (увеличится по городскому населению в целом в сравнении с 2002 годом на 2 процента, среди сельского населения сократится на 1 процент).
Вместе с тем, основные возрастные группы населения значительно дифференцированы в территориальном разрезе области. Доля лиц моложе трудоспособного возраста в общей численности населения составляет от 16 процентов в г. Саратове до 32 процентов в Александрово-Гайском районе, старше трудоспособного возраста - от 13 процентов в Александрово-Гайском до 29 процентов в Романовском районе.
При общем росте доходов населения сохраняются значительные различия в их уровне. В 2003 году доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составила 27,2 процента (722 тысячи человек), в 2002 году - 31,9 процента (854,5 тысячи человек). В семьях со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума проживают до 70 процентов детей, в том числе до 90 процентов детей, воспитывающихся в многодетных семьях.
При определении приоритетов социального обслуживания населения необходимо учитывать, что существующий уровень бюджетной обеспеченности жителей муниципальных образований области различается в 2,4 раза, а уровень средней заработной платы - в 3,2 раза. Общая численность безработных в 2003 году составила 98,3 тысячи человек, или 7,6 процента от общего числа экономически активного населения (в 2002 году - 7,5 процента).
Растет общий уровень инвалидизации населения. В настоящее время численность инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, составляет 123,1 тысячи человек, или 4,7 процента от общей численности населения области (на 1 января 2001 года - 4,3 процента). За 2003 год впервые признаны инвалидами 13105 человек, из них 12122 человека - в возрасте старше 18 лет и 983 ребенка. Доля инвалидов в трудоспособном возрасте составила 55 процентов от общей численности впервые признанных инвалидами (в 2002 году - 50 процентов).
Общая численность инвалидов старше 18 лет увеличится и к 2010 году составит около 136 тысяч человек.
Общая численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составляет около 8 тысяч человек (1,5 процента от общего числа детей до 18 лет). При сохранении существующего уровня инвалидизации детей до 2010 года численность детей-инвалидов снизится до 6,5 тысяч человек в силу нисходящей динамики рождаемости среди населения в целом.
В области проживает 7785 семей с детьми-инвалидами (на 1 января 2001 года - 8623 семьи) и более 15000 многодетных семей (на 1 января 2001 года - 18008 семей). Увеличивается доля неполных семей. В 2003 году на 1000 браков приходилось 770 разводов (по итогам 2000 года - 662 развода, 2001 года - 757 разводов).
Наблюдается рост семейного неблагополучия вследствие невыполнения родителями своих обязанностей, игнорирования членами семьи потребностей и прав друг друга, распространения практик жестокого обращения в семье, ослабления родственной поддержки в ситуациях риска. Эти и другие факторы ведут к росту социального сиротства, социально опасных заболеваний, подростковой преступности. В семьях, находящихся в социально опасном положении, проживают 12755 детей, ежегодно убегают из дома около 300 детей. Количество исков, рассматриваемых в судах по вопросам лишения родительских прав, за период с 2000 по 2003 год увеличилось в 2,5 раза (в 2000 году - 2984 иска, в 2003 - 7747). В 2003 году направлены в социально-реабилитационные центры и приюты - 2143 ребенка, что на 12 процентов больше, чем в 2002 году (1886 человек). Данные категории семей нуждаются в особой государственной поддержке, в первую очередь - в социальной реабилитации, реинтеграции в общество, отдыхе и оздоровлении детей.
В середине 1990-х годов были приняты основополагающие нормативно-правовые акты в области социального обеспечения пожилых граждан и инвалидов, семей с детьми, лиц без определенного места жительства. На их основе, с учетом фактической нуждаемости отдельных категорий граждан в получении социальных услуг, в Саратовской области была сформирована система учреждений социального обслуживания населения. Были организованы центры социального обслуживания населения, создана сеть бюро МСЭ, в областном центре - профессиональное училище-интернат для инвалидов и курсовая база по обучению и реабилитации инвалидов. За последние три года дополнительно открыты 5 отделений ДЮСОШИ, 2 реабилитационных центра для детей с ограниченными возможностями, социальный приют для детей, центр социально-трудовой реабилитации для лиц без определенного места жительства, областной центр реабилитации и социальной интеграции инвалидов.
Система государственных учреждений социального обслуживания населения, подведомственных министерству труда и социального развития области, включает в себя: 46 центров социального обслуживания населения (далее - ЦСОН), которые расположены во всех муниципальных образованиях области, 20 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 6 социально-реабилитационных центров (далее - СРЦ), 5 центров помощи семье и детям "Семья", 6 социальных приютов, 3 детских дома-интерната, 6 реабилитационных центров для инвалидов, в том числе 3 - для детей с ограниченными возможностями, областной центр реабилитации и социальной интеграции инвалидов, детско-юношеская спортивно-оздоровительная школа инвалидов "Спартак" (далее - ДЮСОШИ) с 13 отделениями по области, 4 центра социально-трудовой реабилитации для лиц без определенного места жительства, профессиональное училище-интернат для инвалидов, курсовая база по обучению и реабилитации инвалидов, а также 38 отделений бюро медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ).
Ежегодно в ЦСОН получают необходимые услуги более 440 тысяч нуждающихся жителей области, главным образом пожилых и инвалидов. Наиболее востребованной социальной услугой является надомное обслуживание граждан. Социально-бытовые услуги на дому получают около 50 тысяч человек (в среднем по области 6 процентов от общего числа пенсионеров), медицинские и социальные услуги, в том числе услуги сиделок, - более 5 тысяч больных, одиноких, престарелых граждан и инвалидов. Доля обслуживаемых в общей численности пенсионеров значительно различается по муниципальным образованиям области (от 2,3 процента в г. Энгельсе до 18,1 - в Озинском районе). Сохраняется очередность на надомное социальное обслуживание, которая в 2002 и 2003 годах составляла свыше двух тысяч человек.
На начало 2004 года в домах-интернатах общего типа и психоневрологического профиля проживали 3579 человек (0,5 процента от общей численности пенсионеров), из них на постельном режиме находились 1504 человека, или 42 процента от общей численности проживающих. Доля инвалидов допенсионного возраста составляет 37 процентов от общей численности проживающих в домах-интернатах.
Существует острая необходимость в улучшении условий проживания в 6 домах-интернатах общего типа и 6 домах-интернатах психоневрологического профиля.
Существующая сеть государственных реабилитационных учреждений позволяет ежегодно охватывать реабилитационными услугами около 13 тысяч инвалидов старше 18 лет и 5 тысяч детей-инвалидов (63 процента от общего числа детей-инвалидов). Реальный объем необходимых инвалидам реабилитационных услуг не выявлен.
Ежегодно более 70 тысяч человек освидетельствуются бюро МСЭ. Согласно федеральному нормативу, по численности жителей области и числу освидетельствованных в год граждан в расчете на одно учреждение существует необходимость дополнительного открытия 8 отделений бюро МСЭ.
Социальное обслуживание семьи и детей осуществляется центрами "Семья", 39 отделениями помощи семье и детям ЦСОН, СРЦ и приютами. Услуги данных учреждений в 2003 году получили около 58 тысяч семей. Из общего количества услуг, оказанных семьям с несовершеннолетними детьми, 50 процентов приходится на центры "Семья". Вместе с тем наблюдается рост числа семей, находящихся в социально опасном положении, которые нуждаются в разработке индивидуальных программ реабилитации на длительный период.
На начало 2004 года в государственных учреждениях социального обслуживания населения работали около 16 тысяч человек, из них свыше 6 тысяч человек - обслуживающий персонал.
С учетом реальных потребностей населения за 2001 - 2003 годы в результате развития сети государственных учреждений изменилась доля работников по их видам: число сотрудников ЦСОН сократилось на 7 процентов, увеличилось число сотрудников стационарных учреждений на 3 процента.
На начало 2004 года по видам государственных учреждений работники распределены следующим образом: в ЦСОН - 67 процентов от общей численности работающих (на начало 2002 года - 74 процента), в стационарных учреждениях социальной защиты населения - 14 процентов (на начало 2002 года - 11 процентов), в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних с приютами - 11 процентов (на начало 2002 года - 11 процентов), в службе МСЭ - 2 процента (на начало 2002 года - 2 процента), в других учреждениях - 6 процентов (на начало 2002 года - 2 процента).
Изменение структуры спроса на социальные услуги и развитие сети учреждений социального обслуживания населения за последние 3 года привели к повышению образовательного уровня работников. На фоне роста общей численности работников подведомственных учреждений на 13 процентов по сравнению с началом 2002 года (14103 человек), доля обслуживающего персонала уменьшилась на 7 процентов. Число работников, имеющих высшее и среднее специальное образование, увеличилось за этот период на 19 процентов и составило 8868 человек, или 55 процентов от их общего числа. Среди работников, получивших профессиональное образование, наибольший рост наблюдался по специальности "социальная работа". По состоянию на 1 января 2004 года по видам профессионального образования работники учреждений социального обслуживания распределены следующим образом: педагоги - 2056 человек, медики - 2044 человека, экономисты - 784 человека, юристы - 229 человек, социальные работники - 223 человека. На 38 процентов по сравнению с началом 2002 года увеличилось число сотрудников, имеющих квалификационную категорию, на 60 процентов возросла численность сотрудников, повысивших свою квалификацию.
Удельный вес работников с высшим и средним специальным образованием на 1 января 2004 года составлял 54,2 процента от общего числа работающих в ЦСОН (на начало 2002 года - 51,5 процента), 37 процентов - в стационарных учреждениях социальной защиты населения (на начало 2002 года - 30,5 процента), 80 процентов - в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних с приютами (на начало 2002 года - 77,2 процента), 71 процент - в службе МСЭ (на начало 2002 года - 78 процентов) и 61 процент - в других учреждениях (на начало 2002 года - 63,2 процента).
Общие плановые затраты на содержание государственных учреждений, утвержденные на 2004 год, составили 661,1 млн. рублей. Из них на содержание ЦСОН - 47,7 процента от общего объема затрат, домов-интернатов - 23,1 процента, СРЦ и приютов - 11,9 процента, центров реабилитации - 6,8 процента, центров "Семья" - 3 процента, служб МСЭ - 3 процента, ДЮСОШИ "Спартак" - 2 процента, профессионального училища-интерната для инвалидов - 0,9 процента, центров социально-трудовой реабилитации - 0,9 процента, курсовой базы по обучению и реабилитации инвалидов - 0,7 процента.
Общие плановые затраты на содержание государственных учреждений социального обслуживания населения в 2004 году по сравнению с 2002 годом увеличились на 53 процента, что обусловлено открытием новых отделений и учреждений и, соответственно, увеличением штата сотрудников, увеличением расходов на содержание граждан в стационарных учреждениях (питание, медикаменты, технологическое оборудование и т.п.), повышением размера оплаты коммунальных услуг.
Необходимость концептуального решения вопроса о перспективах дальнейшего развития системы социального обслуживания населения обусловлена нерешенностью ряда важных проблем.
Фактическая обеспеченность услугами учреждений социального обслуживания населения по-прежнему в значительной степени зависит от места проживания человека и его социально-экономического статуса. На территории области не удовлетворяются в полном объеме потребности пожилых лиц и инвалидов в социально-медицинском обслуживании на дому, не определен объем необходимых реабилитационных услуг инвалидам.
В то же время, дальнейшее расширение сети учреждений и, соответственно, объемов сметного финансирования ограничено возможностями расходов областного бюджета.
Сложившаяся государственная монополия на социальное обслуживание населения и финансирование учреждений по сметам расходов, не связанных с результатами деятельности, являются причиной недостаточного контроля над расходованием бюджетных средств, качеством оказываемых услуг.
Уровень фактического бюджетного финансирования и отсутствие государственных минимальных стандартов, с одной стороны, влекут за собой "коммерциализацию" учреждений социального обслуживания населения. С другой стороны, низкая платежеспособность населения сдерживает развитие конкуренции в этой сфере между государственными и частными сервисами, а отсутствие системы социального заказа, частичной бюджетной поддержки и дефицит грантовой помощи ограничивает привлечение негосударственных организаций к оказанию социальных услуг.
С учетом тенденций социально-экономического развития области существует необходимость перехода от социального обслуживания отдельных категорий граждан к комплексному обслуживанию семьи, сокращению или ликвидации неэффективных или низкоэффективных государственных расходов.
В условиях реформирования системы финансирования учреждений социального обслуживания населения и перехода к среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результат, возрастает потребность в обеспечении государственных учреждений высококвалифицированными кадрами.
Необходимо принятие областного закона, регулирующего дополнительные льготы и гарантии социальным работникам.
На федеральном уровне установлены перечень гарантированных социальных услуг и методика расчета тарифов на гарантированные социальные услуги. Однако, методика не учитывает соотношение прямых и косвенных затрат, нормы времени на обслуживание клиентов, квалификацию специалистов. Существует необходимость разработки методики определения тарифов на социальные услуги на основе их фактической себестоимости.
Не разработана методика оценки качества оказываемых услуг, отсутствует практика независимой экспертизы результативности социального обслуживания.
До настоящего времени не принят Федеральный закон "О государственных минимальных социальных стандартах". Средства на финансирование социального обслуживания населения предусматриваются не в полном объеме.

Цель и задачи развития системы
социального обслуживания населения

Целью развития системы социального обслуживания населения является повышение качества жизни граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, путем обеспечения доступности медико-социальных, психосоциальных, социально-правовых, образовательных, социокультурных, бытовых и иных видов услуг, внедрения новых форм социального обслуживания, содействия активному участию граждан в жизни общества.
Для достижения указанной цели планируется решение следующих задач:
развитие на всей территории области сети учреждений комплексного социального обслуживания семьи и детей, обеспечение территориальной доступности их услуг для населения;
развитие системы оказания реабилитационных услуг гражданам с ограниченными возможностями, повышение качества медико-социальной экспертизы;
развитие новых форм и технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
разработка и внедрение инновационных технологий, механизма социального обслуживания населения на основе договоров органов исполнительной государственной власти с учреждениями и организациями всех форм собственности;
формирование и реализация мер государственной поддержки деятельности негосударственных организаций социального обслуживания, благотворительности и добровольных гражданских инициатив в установленном порядке;
реализация мер, обеспечивающих повышение уровня квалификации кадров учреждений социального обслуживания населения в соответствии с современными требованиями;
разработка методики оценки качества услуг, осуществление независимой экспертизы качества и реализация мер по повышению эффективности социального обслуживания.

Основные приоритеты развития
социального обслуживания населения

Создание оптимальной сети учреждений
комплексного социального обслуживания семьи и детей

В рамках Концепции для создания системы комплексного социального обслуживания семьи определены следующие приоритеты:
разработка системы учета, мониторинга и анализа потребности семей в социальных услугах в разрезе целевых групп по районам области;
обеспечение качества и доступности гарантированных и дополнительных государственных услуг, оказываемых семьям, вне зависимости от места проживания;
оптимизация деятельности системы учреждений, оказывающих комплексные социальные услуги семье;
разработка и внедрение новых форм и технологий работы с семьями (в том числе по профилактике семейного неблагополучия);
повышение статуса социального работника.
Для разработки системы мониторинга и анализа потребности семей в социальных услугах в разрезе целевых групп и районов области создается единая информационная база данных на основе персонифицированного учета граждан. Обеспечивается адресный подход к оказанию услуг, сочетание заявительного принципа с инициативой учреждений по выявлению лиц, нуждающихся в гарантированных государственных услугах.
Внедрение персонифицированного учета осуществляется во взаимодействии учреждений социального обслуживания с муниципальными органами социальной защиты и территориальными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации.
Задача предоставления качественных гарантированных услуг в государственной системе социальных служб решается в период перехода учреждений социальной сферы на финансирование по результатам.
Для обеспечения качества предоставляемых учреждениями услуг и развития их конкурентоспособности разрабатывается новый региональный нормативно-правовой акт, предусматривающий введение экономически обоснованных тарифов на оказание платных, услуг социального обслуживания.
Повышение качества предоставляемых социальных услуг обеспечивается благодаря осуществлению демонополизации социального обслуживания путем реализации государственного и муниципального заказов и внедрению системы оценки качества и эффективности социального обслуживания. Перспективным направлением выполнения государственного и муниципального заказов на оказание социальных услуг определен переход на программно-целевой принцип финансирования.
С целью предоставления качественных услуг гражданам и увеличения их объема внедряется договорная система взаимодействия учреждений социального обслуживания населения с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями и учреждениями, научными и образовательными организациями.
Необходимым условием предоставления качественных социальных услуг определяется повышение уровня квалификации и образования работников учреждений социального обслуживания населения, а также прозрачная система оценки качества и эффективности социального обслуживания.
В качестве базовых учреждений, оказывающих социальные услуги семье на территории муниципальных образований, определяются центры социального обслуживания населения (ЦСОН) и центры социальной помощи семье и детям "Семья". Создается областной центр социального обслуживания населения, обеспечивающий совершенствование нормативной и методической базы и разработку конкурсных механизмов социального обслуживания. Продолжается реорганизация отделений помощи семье и детям ЦСОН в центры "Семья" в рамках подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" областной целевой Программы "Дети Саратовской области" на 2004 - 2006 годы. До 2006 года планируется реорганизовать 14 отделений помощи семье и детям в центры "Семья". Создание центров позволит оказывать комплексное социальное обслуживание семьям, расширить спектр предоставляемых услуг, увеличить охват обслуживаемых семей, работать не только с семьями, находящимися в социально-опасном положении, но и с благополучными семьями.
Данные учреждения в крупных городах области становятся опорно-методическими центрами по работе с семьей, деятельность которых осуществляется по межрайонному принципу.
С целью осуществления комплексного подхода в оказании социальных услуг семье продолжается внедрение новых форм и методов работы с семьей на базе ЦСОН через создание комплексных центров социального обслуживания населения, базовых отделений организационно-методической работы, развитие проектной культуры (участие во всероссийских, окружных, областных, муниципальных ярмарках, конкурсах социальных и культурных проектов).
С целью перехода от социального обслуживания отдельных категорий граждан к комплексному обслуживанию семьи вносятся необходимые изменения в уставные документы учреждений социального обслуживания населения и областные нормативно-правовые акты.
Комплекс социальных услуг семьям с несовершеннолетними детьми и детям, попавшим в социально опасное положение, осуществляется посредством деятельности социально-реабилитационных центров (СРЦ) и приютов по зональному принципу.
С целью профилактики семейного неблагополучия планируется создание кризисных центров, социальных гостиниц для лиц, пострадавших от домашнего насилия, временного убежища для лиц, оказавшихся в экстремальных жизненных обстоятельствах, по межрайонному принципу.
Внедряются новые формы и технологии по работе с семьей, в том числе осуществляется патронаж семьи группой специалистов, развиваются услуги семейного консультирования, семейной терапии. Апробируется социальное обслуживание семьи на основе двустороннего договора с клиентом. Разрабатываются индивидуальные социально-реабилитационные программы. Развивается консультирование по "телефону доверия". Продолжается работа по развитию семейно-воспитательных групп. Организуются отделения дневного пребывания на базе учреждений системы социального обслуживания для детей из семей, попавших в социально опасное положение.
Для обеспечения равного доступа к получению социальных услуг семьям, проживающим в городской и сельской местности, практикуются комплексные выезды специалистов в сельские населенные пункты с целью проведения подворных обходов и консультирования граждан, бригад по оказанию социальной помощи населению из числа штатных сотрудников ЦСОН (ремонт бытовой техники, ремонт жилья и надворных построек).
Создаются общественные формирования при окружных администрациях ("мини-центры" или "социальные пункты"), в состав которых входят: представитель органов местного самоуправления, специалисты отраслей социальной сферы, включая представителей общественных организаций. Данные формирования организуют работу по оказанию социальных услуг семьям и одиноким гражданам, проживающим в отдаленных от окружных центров сельских населенных пунктах.
В целях повышения статуса социального работника реализуются меры:
по повышению заработной платы и материальному стимулированию работников;
повышению профессиональной активности сотрудников системы социального обслуживания посредством системы поощрений, аттестаций, других стимулов к профессиональному росту;
предоставлению возможностей повышения квалификации;
расширению перечня полномочий социального работника по отношению к семье и закреплению функций государственного надзора за семьями, не обеспечивающими нормальных условий для воспитания и развития детей.

Развитие системы оказания реабилитационных услуг
гражданам с ограниченными возможностями

В области развития системы оказания реабилитационных услуг определены следующие приоритеты:
создание единой системы учета инвалидов в области;
обеспечение качества и доступности предоставления услуг медицинской, профессиональной и социокультурной реабилитации инвалидов;
обеспечение безбарьерного доступа инвалидов к информационным ресурсам, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
формирование рынка реабилитационной индустрии.
Для создания единой системы учета инвалидов министерством труда и социального развития области совместно с управлениями социальной защиты населения и отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации в каждом районе области проводится анализ потребностей инвалидов в различных видах услуг, технических средствах реабилитации и мониторинг обеспеченности. Информационные базы данных создаются и ежеквартально обновляются в управлениях социальной защиты населения. Областная автоматизированная база данных на инвалидов (в разрезе районов, возрастных категорий и причин инвалидности) создается в государственном учреждении "Саратовский областной центр реабилитации и социальной интеграции инвалидов". Для решения этой задачи разрабатывается необходимое программное обеспечение.
Проведение мониторинга и социологических исследований с целью разработки мер по обеспечению доступной среды жизнедеятельности осуществляются в рамках реализации областной целевой Программы "Реабилитация инвалидов в Саратовской области на 2004 - 2006 годы" и подпрограммы "Дети-инвалиды" областной целевой Программы "Дети Саратовской области" на 2004 - 2006 годы.
Необходимым условием обеспечения качества и доступности медико-социальной реабилитации инвалидов определено формирование сети бюро медико-социальной экспертизы адекватно потребности. С этой целью планируется открытие дополнительных бюро МСЭ онкологического, психиатрического, педиатрического профиля, а также строительство областного центра медико-социальной экспертизы, отвечающего нормативам доступности для инвалидов, использующих вспомогательные средства передвижения.
В целях предоставления качественных услуг по профессиональной реабилитации граждан с ограниченными возможностями продолжается обучение инвалидов молодого возраста на базе Саратовского профессионального училища-интерната для инвалидов, переобучение инвалидов органами государственной службы занятости населения, трудоустройство инвалидов в соответствии с Законом Саратовской области "О квотировании рабочих мест для инвалидов в Саратовской области".
В целях обеспечения качественными реабилитационными услугами взрослых инвалидов планируется: открытие областного реабилитационного центра с организацией на его базе методической работы по совершенствованию системы обслуживания лиц с ограниченными возможностями; строительство физкультурно-оздоровительного комплекса для инвалидов всех возрастов с целью обеспечения комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями.
Базовым учреждением комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями определяется областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (ОРЦ). На его основе продолжается разработка новых форм реабилитации детей с поражениями опорно-двигательной системы, освоение новых методик по психопатологии, повышение квалификации специалистов других учреждений, работающих с детьми-инвалидами.
В целях обеспечения доступности и стопроцентного охвата реабилитационными услугами детей с ограниченными возможностями на основе индивидуальных программ реабилитации по зональному принципу создаются филиалы областного реабилитационного центра с присвоением им статуса юридического лица. Для удовлетворения потребности в реабилитации детей-инвалидов вследствие соматической патологии (заболеваний внутренних органов), нарушения функции анализаторов (патологии органов зрения и слуха) и опорно-двигательного аппарата планируется образование единого областного профильного центра реабилитации (до 2007 года).
Базовым учреждением реабилитации детей с ограниченными возможностями посредством физкультуры и спорта определяется детско-юношеская спортивно-оздоровительная школа инвалидов "Спартак" (ДЮСОШИ). С целью оптимизации деятельности ДЮСОШИ на базе отделений создаются юридические лица (по зональному принципу), при необходимости и материально-технической возможности - открываются дополнительные отделения внутри каждой зоны.
Необходимым условием обеспечения качества предоставления услуг инвалидам в домах-интернатах определено создание комфортных условий для проживания и обучения за счет разукрупнения имеющихся многоместных стационарных учреждений, проведения реконструкции и капитального ремонта домов-интернатов для взрослых и детей, укрепления их материально-технической базы в рамках реализации федеральных и областных целевых программ, открытия реабилитационных отделений для молодых инвалидов на базе домов-интернатов общего типа, а также отделений милосердия для тяжелобольных инвалидов. Для повышения эффективности реабилитации инвалидов в домах-интернатах внедряются новые формы трудотерапии (создание ремонтных, переплетных, пошивочных, художественно-творческих и иных мастерских), организуются методические отделения, супервизорские службы для молодых инвалидов. Развитие бытовой и творческой реабилитации детей-инвалидов остается наиболее актуальным направлением работы в домах-интернатах для умственно-отсталых детей.
На территории области в соответствии с действующим законодательством создается сеть реабилитационных учреждений, определяется порядок координации деятельности подведомственных учреждений при осуществлении мероприятий по медицинским, профессиональным и социальным аспектам реабилитации.
Повышение качества реабилитационных услуг осуществляется через разработку и внедрение системы контроля и оценки эффективности проводимых реабилитационных мероприятий, в том числе в рамках областных целевых Программ: "Реабилитация инвалидов в Саратовской области на 2004-2006 годы", подпрограммы "Дети-инвалиды" областной целевой Программы "Дети Саратовской области" на 2004 - 2006 годы; внедрение в практику работы учреждений, оказывающих реабилитационные услуги, договорной системы взаимодействия с органами власти всех уровней, общественными объединениями, предприятиями и учреждениями, научными организациями.
В целях обеспечения безбарьерного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры осуществляется реконструкция и переоборудование объектов массового пользования (пандусы, перила, поручни и другие средства адаптации) и транспортной инфраструктуры (организация работы службы социального такси, оборудование общественного транспорта специальными техническими средствами для входа и выхода инвалидов, специальными знаками, звуковыми светофорами и т.д.).
Для формирования областного рынка реабилитационной индустрии предусматриваются меры государственного содействия разработке, производству, организации ремонта и сервисного обслуживания изделий, облегчающих труд и быт инвалидов. При создании государственного реестра реабилитационных изделий и услуг и введении системы их стандартизации и сертификации планируется организация на областном уровне системы контроля качества производства технических средств реабилитации инвалидов.

Развитие системы социального обслуживания
граждан пожилого возраста

В области развития системы социального обслуживания граждан пожилого возраста определены следующие приоритеты:
повышение качества, развитие новых видов и форм оказываемых населению услуг;
создание комфортных условий проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания населения;
обеспечение равного доступа к получению услуг гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими в городской и сельской местности.
Для определения потребности в объемах и формах надомного социального обслуживания пожилых граждан как наиболее востребованного вида услуг планируется проведение мониторинга и социологических исследований. Одновременно разрабатывается и внедряется методика оценки эффективности и результативности деятельности учреждений социального обслуживания населения.
Совместно с Агентством ГИТА по международному развитию и Фондом "Институт экономики города" реализуется пилотный проект по мониторингу надомного обслуживания населения в сельской местности на базе ЦСОН Балашовского района (проводятся опросы целевых групп клиентов, отработка моделей перехода на договорные отношения между министерством труда и социального развития области и подведомственными учреждениями). Результатом проекта станет создание технологии по проведению мониторинга результативности надомного обслуживания. Использование данной технологии позволит районным центрам социального обслуживания определять потребность населения в социальных услугах на дому, эффективность и результативность надомного обслуживания.
Базовыми отделениями, оказывающими социальные услуги на дому, определены отделения социального обслуживания на дому и отделения специализированного социально-медицинского обслуживания на дому ЦСОН. Задача предоставления качественных гарантированных бесплатных услуг в государственной системе социального обслуживания населения решается с учетом необходимости сокращения объемов неспецифичных видов (хозяйственно-бытовых) дополнительных платных социальных услуг. Планируется расширение экономической и хозяйственной самостоятельности отделений, оказывающих дополнительные платные социальные услуги населению, вплоть до выведения их из состава государственных учреждений социального обслуживания.
В целях обеспечения качества и доступности надомного обслуживания пожилых граждан, а также ликвидации очередности на социально-бытовое и социально-медицинское обслуживание (в первую очередь в сельских районах) планируется: открытие дополнительных отделений социально-медицинского обслуживания; создание геронтологических центров и отделений, занимающихся проблемами геронтологии, служб психологической помощи пожилым людям при ЦСОН, хосписов на дому; организация выездных бригад по оказанию социально-бытовых услуг, привлечение волонтеров. В практику деятельности ЦСОН внедряются программы по оказанию содействия семьям, обеспечивающим уход за тяжелобольными лицами и детьми-инвалидами; открываются пункты проката технологического и медицинского оборудования.
Создание комфортных условий проживания гражданам в стационарных учреждениях осуществляется за счет разукрупнения имеющихся домов-интернатов; строительства новых малокомплектных домов-интернатов, перепрофилирования имеющихся учреждений социального обслуживания населения, проведения капитального ремонта и реконструкции отдельных стационарных учреждений.
С целью повышения качества услуг, предоставляемых пожилым гражданам в стационарных учреждениях, планируется открытие геронтологических отделений, отделений для постинфарктных и постинсультных больных, отделений милосердия и хосписных палат для тяжелобольных пожилых граждан, неспособных к самостоятельному передвижению, отделений повышенной комфортности и т.д.
Для обеспечения качества медико-социальной и лечебно-трудовой реабилитации старшего поколения необходимо оснащение домов-интернатов современным медицинским, реабилитационным, физиотерапевтическим, бытовым, технологическим оборудованием, облегчающим уход за тяжело больными гражданами, в рамках реализации федеральных и областных целевых программ.

Механизм реализации и контроля выполнения Концепции

В соответствии с приоритетами Концепции разрабатываются среднесрочные и текущие планы основных мероприятий по их реализации.
Задачи и приоритеты Концепции реализуются через областные и муниципальные целевые программы, соглашения между министерством труда и социального развития области и органами местного самоуправления области о сотрудничестве в сфере труда и социальной защиты населения, а также участие учреждений социального обслуживания населения в пилотных программах и проектах.
Реализация Концепции осуществляется в два этапа.
На I этапе (2004 - 2006 гг.) предусмотрено:
формирование информационных баз данных по учету инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми на основе персонифицированного учета семей и одиноких граждан, нуждающихся в социальной помощи;
принятие текущих управленческих решений на основе мониторинга потребности в социальных услугах с учетом показателей других отраслей социальной сферы;
разработка порядка межведомственного взаимодействия для решения задач по социальному обслуживанию населения;
разработка проекта нового правового акта по внедрению экономически обоснованных тарифов на платные услуги в государственной системе социального обслуживания;
создание модельных учреждений и методических центров социального обслуживания населения;
реализация международных, федеральных и региональных пилотных проектов;
планирование и структурирование деятельности министерства труда и социального развития области и подведомственной ему сети на основе принципов бюджетирования, ориентированного на результаты;
разработка единой методики оценки качества и эффективности социального обслуживания населения.
На II этапе (2007 - 2009 гг.) предусмотрено:
внедрение в практику деятельности учреждений федеральных социальных стандартов, при необходимости разработка областных стандартов, норм и нормативов социального обслуживания населения;
сравнительный анализ качества жизни клиентов учреждений социального обслуживания в целях дальнейшего развития рынка социальных услуг.
Общий контроль за реализацией Концепции, а также принятых на ее основе среднесрочных и текущих планов мероприятий, осуществляет министерство труда и социального развития области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru