Законодательство
Саратовской области

Саратовская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Саратовской области от 23.08.2002 № 77-П
(ред. от 27.11.2006)
"О КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Собрание законодательства Саратовской области", № 8, август, 2002.



Документ последовательно отменен постановлениями Правительства Саратовской области от 27.11.2006 № 371-П, от 23.05.2008 № 214-П. Утратил силу с 23 мая 2008 года.
   ------------------------------------------------------------------

Изменения, внесенные постановлением Правительства Саратовской области от 27.11.2006 № 371-П, вступили в силу с 27 ноября 2006 года.



ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2002 г. № 77-П

О КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА

(в ред. Постановления Правительства Саратовской области
от 27.11.2006 № 371-П)

В целях совершенствования механизма реализации мер демографической политики, обеспечения условий для улучшения демографической ситуации, сохранения и повышения качества человеческого потенциала в области Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию демографической политики в Саратовской области на период до 2015 года.
2. Утратил силу. - Постановление Правительства Саратовской области от 27.11.2006 № 371-П.
3. Утратил силу. - Постановление Правительства Саратовской области от 27.11.2006 № 371-П.
4 Органам исполнительной власти области при разработке проектов нормативно-правовых актов учитывать положения Концепции демографической политики в Саратовской области на период до 2015 года.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления при планировании и осуществлении мероприятий в области управления территориальными демографическими процессами руководствоваться положениями Концепции демографической политики в Саратовской области на период до 2015 года.
6. Утратил силу. - Постановление Правительства Саратовской области от 27.11.2006 № 371-П.
7. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор
Саратовской области
Д.Ф.АЯЦКОВ





Приложение
к Постановлению
Правительства Саратовской области
от 23 августа 2002 г. № 77-П

КОНЦЕПЦИЯ
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА

Концепция демографической политики в Саратовской области на период до 2015 года (далее - Концепция) определяет основные приоритеты и направления реализации региональной демографической политики.
Концепция разработана на основе Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. № 1270-р, Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 910-р, Стратегического плана развития Саратовской области, Программы социально-экономического развития Саратовской области на период до 2004 года, утвержденной Постановлением Саратовской областной Думы от 12 сентября 2001 г. № 57-2544.
Концепция включает анализ общих показателей и особенностей современной демографической ситуации в Саратовской области, цели и задачи демографической политики, определяемые Правительством области, а также возможные пути их достижения.
Концепция является базой для разработки и принятия органами исполнительной власти области и местного самоуправления регулирующих мер, направленных на повышение рождаемости, оказание поддержки семье, охрану здоровья, увеличение продолжительности жизни, регулирование миграции и иных аспектов демографического развития.

1. Современная демографическая ситуация

Развитие демографической ситуации в Саратовской области в целом отражает тенденции демографического развития Российской Федерации, а по основным параметрам определяется общими тенденциями демографического развития развитых стран.
К началу 2002 года численность постоянного населения Саратовской области составила 2676,4 тыс. человек. В общей численности населения женщин - 53 процента, мужчин - 47 процентов. Из общей численности населения 1955,3 тыс. человек (73,1 процента) - горожане, 721,1 тыс. чел. (26,9 процента) - сельские жители. Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2001 году составит 65,5 года. С 1990 года по 2001 год средняя продолжительность жизни мужчин сократилась на 5,3 года и составила 59,2 года, женщин на 2,3 года и составила 72,6 года.
На протяжении последних 10 лет в Саратовской области отмечается снижение численности постоянного населения на 10 - 13 тысяч ежегодно. Снижение численности населения области обусловлено естественной убылью населения. С 1992 года естественные потери населения составили 167 тыс. человек (6,2 процента от общей численности населения). В 2001 году смертность превысила рождаемость в 2,1 раза (по России - в 1,7 раза). В среднем по области естественная убыль составила 8,2 на 1000 человек населения (по России - 6,6 на 1000 человек), в том числе в Хвалынском, Ртищевском, Турковском, Вольском, Балашовском районах - свыше 12 на 1000. Естественный прирост населения происходил только в одном районе - Марксовском.
Снижается рождаемость населения. С 1990 года по 2001 год она сократилась в 1,6 раза - с 13,4 на 1000 жителей до 8,2 (по России - 9,1 на 1000 человек). Суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных одной женщиной в течение жизни) в 2001 году составил 1,14, что в 2 раза ниже необходимого для простого воспроизводства и замещения поколений.
Усиливается тенденция малодетности семей. Частота рождений вторых и последующих детей по сравнению с 1990 годом снизилась в 2,3 раза, доля вторых детей сократилась с 40,8 процента в 1987 году до 27,3 процента в 2001 году, третьих и последующих соответственно - с 15,2 процента до 7,4 процента. Сохраняется высоким число абортов (в 2001 году - 32,2 тысячи). Растет смертность населения. С 1990 года по 2001 год она возросла в 1,4 раза - с 11,2 на 1000 человек до 16,3 (по России - 15,6 на 1000 человек). Наибольшая смертность населения отмечается в Хвалынском, Романовском и Балашовском районах - свыше 20 на 1000 человек.
На протяжении последних 6 лет отмечается снижение младенческой смертности (однако она остается высокой). В 2001 году показатель младенческой смертности составил 17,4 промилле (в 1990 году - 18,4 промилле).
Растет смертность в трудоспособном возрасте, причем среди мужчин более быстрыми темпами. В 1990 - 2000 годах коэффициент смертности населения в трудоспособном возрасте вырос на 61 процент (с 4,7 до 7,6 на 1000 населения трудоспособного возраста), в том числе мужчин - на 66 процентов, а мужчин, проживающих в городах - на 81 процент Доля лиц трудоспособного возраста в общем числе умерших мужчин в 2001 году составила 41 процент, в общем числе умерших женщин - 11 процентов.
Основными причинами смертности населения являются болезни системы кровообращения (57,1 процента умерших), несчастные случаи, травмы и отравления (14,4 процента) и новообразования (12,9 процента). Смертность от случайных отравлений алкоголем с 1990 года по 2001 год выросла в 3,1 раза, в том числе только за 2001 год она возросла на 15 процентов и составила 32,9 на 100 тыс. населения (по Российской Федерации 25,8 на 100 тыс. населения).
Ухудшается психическое здоровье населения и криминогенная обстановка в области. Число совершенных на территории области убийств с 1991 года по 2001 год возросло на 81 процент, число самоубийств на 41 процент, в том числе в трудоспособном возрасте - на 60 процентов.
Растет заболеваемость населения. Общая диспансерная группа взрослого населения за 2001 год увеличилась на 6,6 процента и составляет 31,6 процента от общей его численности.
В условиях ухудшающейся экологии, распространения табакокурения увеличивается заболеваемость и смертность от неспецифических заболеваний органов дыхания.
Растет заболеваемость среди детей. За 2001 год численность детей, состоящих на диспансерном учете, возросла на 25 тыс. человек и составила более 208 тыс. человек или 37 процентов от их общей численности.
Растет общая численность инвалидов. За 2001 год она увеличилась на 3 процента и составила более 119 тыс. человек (4,5 процента населения области). Из 12 тыс. человек, ежегодно признаваемых инвалидами, 58 процентов составляют лица трудоспособного возраста и 10 процентов - дети. Среди причин, обуславливающих детскую инвалидность, на первом месте психические расстройства (23 процента), на втором - болезни нервной системы (22,4 процента), на третьем - врожденные аномалии (20,7 процента).
Рост детской заболеваемости, инвалидности связан с ухудшением состояния здоровья женщин. За последние 10 лет заболеваемость беременных анемией выросла более чем в 6 раз, 70-80 процентов беременных имеют сопутствующую патологию, на 40 процентов увеличилось число женщин, страдающих поздним токсикозом беременности.
Растет уровень профессиональной заболеваемости. За последние 3 года он возрос в 1,6 раза - с 1,94 до 3,14 случаев на 10 тыс. работающих.
Сохранению высокого уровня профессиональной заболеваемости способствуют не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам условия труда на ряде предприятий области. В 2001 году в таких условиях работали 43,2 тыс. человек, треть из них - женщины.
Высокими остаются показатели заболеваемости социально обусловленными болезнями - туберкулезом, сифилисом, СПИДом. Наибольшая часть больных сифилисом - это неработающие граждане, подавляющая часть ВИЧ-инфицированных - это больные наркоманией.
Наибольший уровень заболеваемости наркоманией остается в Балаковском, Балашовском, Энгельсском, Петровском районах и в Заводском районе г. Саратова. За последние три года число детей и подростков-наркоманов возросло в 3,8 раза, токсикоманов в 3,5 раза, в 1,6 раза увеличилось число детей, злоупотребляющих наркотическими средствами.
Негативный отпечаток на формирование будущего репродуктивного поведения детей накладывает их воспитание в неполных семьях. Количество пар, расторгнувших брак за последние три года, возросло на 48,1 процента. Пик разводов приходится на наиболее репродуктивный возраст - 25-39 лет, 67 процентов разводов происходит в семьях с детьми. С 1990 года по 2001 год доля детей, родившихся вне зарегистрированного брака, в общем числе родившихся возросла в 2,5 раза (с 11,7 процента до 26,5 процента). На начало 2002 года одинокими родителями воспитывалось более 37 тыс. детей.
Существенное влияние на демографическую ситуацию оказывает значительная дифференциация населения по уровню доходов и низкий уровень жизни значительной части населения. Покупательная способность денежных доходов населения в I полугодии 2002 года составила 1,3 набора прожиточного минимума (в 2001 году - 1,4), среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума имели 29,9 процента населения. В семьях со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума проживают 70 процентов детей, в том числе 90 процентов детей, воспитывающихся в многодетных семьях. Заработная плата, являющаяся основным источником доходов населения в репродуктивном возрасте, обеспечивает 1,5 прожиточных минимума.
Негативное влияние на уровень благополучия населения оказывает безработица. Общая численность безработных в области на 1 июля 2002 года составляла 130,8 тыс. человек или 9,9 процента от численности экономически активного населения. Уровень регистрируемой безработицы составил в 2001 году 1,5 процента от численности экономически активного населения (по сравнению с 1,2 процента в 2000 году).
Миграционный прирост, до середины 1990-х годов обеспечивавший общий прирост населения области, с 1996 года перестал покрывать естественную убыль населения. В 1997 году он компенсировал ее на 72 процента, в 2000 году - на 44 процента, в 2001 году лишь на 8 процентов.
Демографические изменения, произошедшие с 1990 года, привели к изменению демографической структуры населения - сокращению доли детей и подростков (с 23 до 19 процентов) и росту числа лиц старше трудоспособного возраста (с 19,5 до 22 процентов). В перспективе эти изменения приведут к сокращению численности и ухудшению структуры трудовых ресурсов, и, соответственно, к усилению проблем в экономической и социальной сферах области.

2. Прогноз развития демографической ситуации
в Саратовской области до 2016 года

За 2003-2015 годы за счет естественной убыли населения и сокращения миграционного прироста число жителей Саратовской области уменьшится на 183,9 тыс. человек (7,4 процента) и к 2016 году составит 2477,8 тыс. человек.
Число родившихся будет постепенно увеличиваться и к 2007 году установится на уровне 26-26,3 тыс. новорожденных в год, а после 2011 года начнет снижаться.
Увеличение числа родившихся будет обусловлено не ростом интенсивности рождений, а ростом численности 20 - 29-летних женщин, на долю которых приходится две трети всех ежегодных рождений. Однако рождаемость все равно будет находиться на значительно более низком уровне, чем это требуется для простого воспроизводства населения (суммарный коэффициент рождаемости не превысит 1,3, тогда как для простого воспроизводства необходимо 2,15).
Под влиянием процесса старения населения продолжится рост смертности: ее общий коэффициент увеличится с 16,2 в 2003 году до 17,5 в 2015 году. Ожидаемая продолжительность жизни возрастет к 2015 году до 66,5 лет, в том числе у мужчин - до 59,7 лет (на 0,5 лет), у женщин - до 73,9 лет (на 1,3 года).
Миграционный прирост покроет естественную убыль лишь на 21,8 процента.

3. Цели и задачи демографической политики

Демографическая политика в Саратовской области - комплекс мер, направленных на повышение качества человеческого потенциала области, осуществляемых с учетом общих демографических тенденций, специфики демографической ситуации в территориальных образованиях и предусматривающих дифференцированный подход к различным социально-демографическим группам в соответствии с их социальными, психологическими, национальными и репродуктивными особенностями.
Цель демографической политики - создание условий для устойчивого демографического развития Саратовской области, воспроизводства населения, достижения оптимальной структуры и качества человеческого потенциала.
Задачи демографической политики:
создание условий для сохранения репродуктивного здоровья, повышения уровня рождаемости, снижения смертности населения и увеличения продолжительности жизни;
обеспечение условий для всестороннего развития семьи, ее демографических, экономических, социальных, духовно-нравственных функций, приоритетная поддержка многодетных семей;
повышение жизненного уровня населения области на основе обеспечения эффективной занятости трудоспособных граждан, роста доходов семей, позволяющий реализовать их репродуктивный потенциал, и установленных законодательством социальных гарантий;
повышение уровня регулирования миграционных процессов, в том числе внутриобластной миграции, в целях оптимизации половозрастной структуры населения городских и сельских поселений и сбалансированного демографического развития территорий;
поддержка демографических особенностей граждан с учетом их национальности, традиций и территориального расселения;
обеспечение правовой и общественной поддержки оздоровления демографических процессов.

4. Основные приоритеты региональной
демографической политики

4.1. Создание условий для укрепления здоровья
населения, снижения смертности
и увеличения продолжительности жизни

В области создания условий для укрепления здоровья населения, снижения смертности и увеличения продолжительности жизни определены следующие приоритеты:
обеспечение профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационно-восстановительных мер по оздоровлению населения детского и подросткового возраста;
реализация государственных программ и мероприятий по приоритетным направлениям охраны репродуктивного здоровья населения;
повышение эффективности мер, направленных на борьбу с алкоголизмом, наркоманией и курением, развитие массовой физической культуры и спорта;
совершенствование системы лекарственного обеспечения населения;
разработка системы мероприятий медико-психологической и социальной помощи в сфере охраны репродуктивного здоровья сельского социума;
оптимизация среды жизнедеятельности граждан старшего поколения, осуществление мер по укреплению здоровья, социальной защищенности, создание благоприятных условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей; обеспечение пожилым людям равных условий и возможностей получения услуг социальной сферы;
обеспечение совместных действий органов законодательной, исполнительной власти области, объединений работодателей, профессиональных союзов по улучшению условий и охраны труда работающих, внедрение механизмов экономической заинтересованности работодателей в создании здоровых и безопасных условий труда, охрана здоровья женщин и подростков на производстве;
комплексное решение проблем реабилитации, создание безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов.
Для решения задач укрепления здоровья населения обеспечиваются условия для возрождения системы массового санитарно - гигиенического просвещения, усилия государственных и общественных организаций концентрируются на пропаганде здорового образа жизни.
Осуществление мер иммунопрофилактики населения предусматривает максимальный охват прививками в первую очередь детей и подростков.
Для обеспечения охраны репродуктивного здоровья населения органы управления здравоохранением совместно с другими заинтересованными органами реализуют программы, учитывающие специфику различных возрастных и социально-демографических групп населения. Первоочередное значение имеют гигиеническое и нравственное воспитание подростков, их подготовка к предстоящей семейной жизни.
Существенное значение имеет внедрение обязательных антиалкогольных и антинаркотических программ для всех образовательных учреждений. На основе анализа состояния общей и подростковой преступности реализуются меры по оздоровлению криминогенной обстановки в молодежной среде.
Для устранения основных причин детского травматизма принимаются меры по усилению надзора и контроля за безопасностью условий жизни, учебы и труда подростков. Первоочередные меры направлены на пресечение фактов незаконного детского труда. Обеспечивается развитие форм детского и семейного досуга, действующей сети загородных детских оздоровительных лагерей, домов отдыха и санаториев.
Осуществляются мероприятия, способствующие снижению смертности от неестественных причин, в первую очередь в трудоспособном возрасте, уровня суицидального поведения среди населения. Первоочередное значение придается контролю качества и соблюдения правил продажи винно-водочных изделий, профилактике и снижению последствий алкоголизма и наркомании.
Меры, обеспечивающие снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, повышение уровня гарантий социальной защиты работников от профессионального риска, разрабатываются и реализуются в рамках областной системы социального партнерства. Первоочередные меры направлены на уменьшение удельного веса работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям и нормам, снижение количества случаев производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, сохранение здоровья работающих и сокращение на этой основе государственных расходов на льготы и компенсации работающим в неблагоприятных условиях труда.
Обеспечивается реализация федеральных, областных и территориальных программ, направленных на своевременное выявление и эффективное лечение заболеваний, имеющих высокую долю среди причин, приводящих к смертности населения. Первоочередное значение придается мерам по предупреждению распространения социально обусловленных заболеваний.
В целях обеспечения качественного и эффективного медико-социального обслуживания нуждающихся граждан, в том числе граждан пожилого возраста, инвалидов, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, на основе принципа адресности реализуются меры по укреплению социальной защищенности данных категорий граждан с учетом специфических интересов каждой из них. В приоритетном порядке разрабатываются меры по решению проблем наиболее уязвимых категорий населения, проживающих в отдаленных сельских районах. Осуществляются специальные мероприятия в отношении лиц без определенного места жительства, беспризорных детей и подростков.

4.2. Создание условий для стимулирования рождаемости
и всестороннего развития семьи

В области, создания условий для стимулирования рождаемости и всестороннего развития семьи определены следующие приоритеты:
пропаганда общественной значимости и ценности семей с двумя и более детьми, положительных образцов семейного воспитания;
содействие в оптимизации репродуктивных демографических ориентации и повышении воспроизводственного потенциала молодых семей;
создание благоприятных условий многодетной семье в выполнении ее экономической, репродуктивной и воспитательной функций;
обеспечение первоочередного развития служб охраны материнства и детства в системе здравоохранения на основе интеграции детских, родовспомогательных и лечебно-профилактических учреждений в целях углубления и совершенствования специализированной помощи, профилактической и диспансерной работы среди женщин и детей;
повышение объемов и качества бесплатной квалифицированной помощи женщинам-матерям и детям;
обеспечение мер по снижению младенческой и материнской смертности.
В целях формирования положительного общественного мнения по отношению к воспроизводственной и воспитательной функциям семьи разрабатываются и реализуются специальные образовательные и информационные программы, направленные на повышение авторитета семей с детьми у подрастающего поколения. Решение данной задачи сопровождается широким освещением в средствах массовой информации материалов о многодетных, приемных семьях, воспитывающих детей, проживающих совместно многопоколенных семьях, их трудовой деятельности, нравственных и духовных основах жизни.
Одним из основных условий реализации воспроизводственного потенциала в молодежной среде является обеспеченность молодых семей жильем. Жилищная политика, основанная на адресной поддержке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом состава и материального положения семей, ориентируется на первоочередную поддержку молодых семей с детьми, многодетных семей в приобретении жилья. Этому способствуют создание системы выделения бюджетных субсидий молодым и многодетным семьям, категориям населения с низкими доходами на приобретение жилья, разработка комплекса мер, направленных на строительство нового жилья и развитие вторичного рынка жилья с привлечением средств населения, предприятий, бюджетов, долгосрочных банковских кредитов и других источников, а также реализация на территории области соответствующих федеральных программ.
Реализуются меры по повышению доступности для всех категорий граждан детских дошкольных учреждений, развитию программ дополнительного образования, организации спортивных, культурно-массовых и досуговых мероприятий с совместным участием родителей и детей.
Реализуются меры по развитию системы социального партнерства на областном и местном уровнях. В первоочередном порядке стимулируется включение в коллективные договоры и соглашения всех уровней дополнительных гарантий для работников, имеющих детей, многодетных граждан, а также мер, благоприятствующих сочетанию активной трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей. Предусматриваются меры по повышению общественного престижа работников, имеющих детей.
В качестве базисного условия развития - и поддержки семьи рассматривается усиление роли общественных организаций и их государственная поддержка.

4.3. Повышение жизненного уровня населения области,
обеспечения занятости трудоспособных граждан,
роста доходов семей и обеспечения установленных
законодательством социальных гарантий

В области повышения жизненного уровня населения области, обеспечения занятости трудоспособных граждан, роста доходов семей и обеспечения установленных законодательством социальных гарантий определены следующие приоритеты:
стабилизация и постепенное преодоление деформаций в размещении производительных сил по территории области и выравнивание социальных потенциалов районов;
разработка и осуществление мер, направленных на снижение уровня и глубины бедности семей, в первую очередь семей с детьми, территориальных контрастов уровня жизни и отраслевой дифференциации доходов;
сдерживание процессов имущественного расслоения населения;
снижение численности незанятого населения в трудоспособном возрасте, территориальной дифференциации безработицы;
формирование на областном и местном уровнях системы минимальных социальных стандартов и государственных социальных гарантий населению;
адресная социальная поддержка нуждающихся семей, исходя из их материального положения.
На основе выявления и анализа тенденций, влияющих на развитие предложения и спроса на рабочую силу по основным социально - демографическим группам, разрабатываются приоритетные направления государственной политики в области занятости, способствующие улучшению демографической ситуации. Особое значение придается качественному оказанию полного спектра услуг органами занятости населения безработным гражданам и незанятому населению, содействию предпринимательской инициативе безработных граждан.
Разрабатываются и осуществляются целевые меры для обеспечения занятости безработных женщин, молодежи, а также по отношению к безработным в сельских районах с неблагополучной ситуацией на рынке труда. Обеспечиваются развитие временной занятости, гибких графиков рабочего времени, надомного труда для граждан, имеющих малолетних детей.
Для решения демографических проблем села разрабатываются меры, направленные на снижение оттока трудоспособного населения, в первую очередь молодежи, из сельской местности. Обеспечиваются условия для развития семейного бизнеса на селе.
Для усиления гарантий материальной поддержки наиболее слабо защищенным семьям создаются условия для качественного медико-социального обслуживания, дифференцируются размеры, формы и периодичность оказания социальной помощи в зависимости от причин нуждаемости граждан (временное отсутствие работы, болезнь, ограничение трудоспособности, низкие доходы и др.), осуществляется переход к адресному выделению средств нуждающимся гражданам путем разработки и использования на муниципальном уровне механизма регулирования минимальных социальных выплат на основе данных о доходах населения и прожиточном минимуме, определяются конкретные формы помощи наиболее нуждающимся гражданам.
В первоочередном порядке разрабатываются меры по улучшению материального положения малообеспеченных многодетных, неполных семей, семей, имеющих детей-инвалидов, хронически больных детей, созданию условий для воспитания в семье и социализации в обществе детей-инвалидов, совершенствованию системы профессионального обучения детей с ограниченными возможностями, профилактике детской беспризорности и безнадзорности. Координируется деятельность различных министерств, расширяется сотрудничество заинтересованных министерств с общественными организациями с целью контроля за соблюдением прав представителей данных категорий населения и реализацией льгот и иных мер социальной помощи, предусмотренных законодательством.

4.4. Регулирование миграционных процессов

В области регулирования миграционных процессов определены следующие приоритеты:
содействие активизации миграционных процессов, способствующих демографическому развитию области;
обеспечение интересов демографического развития при разработке и реализации на территории области миграционных программ и мероприятий;
регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития и демографической обстановки в районах области, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и особенностей мест расселения;
создание условий для приема и размещения мигрантов, в первую очередь в сельских районах с напряженной демографической ситуацией, стимулирование личного участия мигрантов в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению; анализ и оптимизация внутриобластной миграции;
улучшение социально-бытовых условий пребывания беженцев и вынужденных переселенцев на территории области;
развитие межнациональных отношений, национальных культур, языков, средств массовой информации, поддержка межнациональных браков.
Для регулирования демографических процессов осуществляется контроль за миграционными потоками на территории области, в том числе внутриобластными и межрегиональными, создаются необходимые условия для прибывающих мигрантов, в том числе беженцев и вынужденных переселенцев. Предусматривается проведение анализа и прогнозирование объемов, социально-демографической структуры и профессиональной квалификации внутренней и внешней миграции. Для этого изучается влияние миграционных потоков на социальную обстановку и демографическую ситуацию.
Внедряется механизм общественного и экономического стимулирования процессов внутриобластной и межрегиональной миграции с целью привлечения населения к возрождению малообжитых территорий и аграрного сектора. Оказывается содействие повышению территориальной мобильности рабочей силы. Решению задачи способствует выпуск информационных материалов о наличии вакантных рабочих мест на территории районов области по отраслям хозяйства. При необходимости оказывается содействие в переподготовке и повышении квалификации мигрантов, обучении основам предпринимательства и самозанятости.
Осуществляются меры по стимулированию активного участия мигрантов в процессе хозяйственного обустройства, их интеграции в социальную сферу. В первоочередном порядке разрабатывается механизм обеспечения прибывающих в область семей с детьми жильем для временного и постоянного проживания, в том числе за счет средств мигрантов, средств бюджетов на строительство и приобретение готового жилья, жилищных субсидий.
Обеспечивается размещение детей, прибывших в область без семьи, в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах, их вовлечение в нормальный образовательный и воспитательный процессы. Приоритетное значение придается развитию института приемных и фостерных семей.
Проводится комплекс противоэпидемиологических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных заболеваний, в первую очередь среди детского населения принимающих территорий.

5. Механизм реализации Концепции

Стабилизация и улучшение демографической ситуации - многогранная межотраслевая проблема, для решения которой необходимы объединение и координация действий органов государственной власти всех уровней, местного самоуправления, общественных объединений, религиозных и благотворительных организаций.
Реализация Концепции предполагает использование данных текущего статистического учета населения, итогов переписи населения, выборочных обследований.
На основе Концепции разрабатывается и утверждается межведомственный план первоочередных мер по стабилизации демографической ситуации в области.
В муниципальных образованиях области осуществляется мониторинг демографической ситуации. По итогам мониторинга ежегодно готовится аналитический доклад "О состоянии демографической ситуации в Саратовской области", который служит основанием для внесения предложений по корректировке положений самой Концепции, а также осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления программ и мероприятий.
Положения настоящей Концепции учитываются всеми министерствами и ведомствами, предприятиями и организациями, расположенными на территории области, при составлении целевых, инвестиционных программ и проектов, органами местного самоуправления - при разработке и корректировке стратегических планов развития территорий и среднесрочных программ социально-экономического развития городов и районов области, сторонами социального партнерства - при заключении соглашений и коллективных договоров.
Данный механизм должен привести к созданию такой системы регулирования демографических процессов, которая позволит обеспечить безусловный приоритет демографического развития территорий при реализации стратегических целей социально-экономического развития области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru