Законодательство
Саратовской области

Саратовская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Избиркома Саратовской области от 09.08.2007 № 01-09/75-П
"О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО УЧАСТИЮ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2007 г. № 01-09/75-П

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО УЧАСТИЮ СРЕДСТВ МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ
И ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА

В соответствии со статьей 14 Закона Саратовской области "О выборах депутатов Саратовской областной Думы" избирательная комиссия Саратовской области постановляет:
1. Одобрить Методические рекомендации по участию средств массовой информации в избирательном процессе при подготовке и проведении выборов депутатов Саратовской областной Думы четвертого созыва (прилагаются).
2. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник избирательной комиссии Саратовской области".

Заместитель председателя
избирательной комиссии Саратовской области
В.А.ХЛЮПИН





Приложение
к постановлению
избирательной комиссии Саратовской области
от 9 августа 2007 г. № 01-09/75-П

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УЧАСТИЮ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА

Настоящие методические рекомендации подготовлены в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" (далее - Закон Российской Федерации) и Законом Саратовской области "О выборах депутатов Саратовской областной Думы" (далее - Закон Саратовской области), регламентирующими порядок деятельности средств массовой информации, при проведении выборов депутатов Саратовской областной Думы.
В соответствии с действующим законодательством о выборах содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений (п. 2 ст. 45 Федерального закона, ч. 2 ст. 40 Закона Саратовской области).
В методических рекомендациях применяются следующие термины и понятия:
- агитационный период - период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию (пп. 2 ст. 2 Федерального закона);
- агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) (пп. 4 ст. 2 Федерального закона);
- организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, - организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий (пп. 46 ст. 2 Федерального закона);
- представитель средства массовой информации - лицо, имеющее редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его полномочия представителя организации, осуществляющей выпуск средств массовой информации (пп. 52 ст. 2 Федерального закона);
- государственные организации телерадиовещания, государственные периодические печатные издания - организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов являются государственные органы и организации, и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов оказывалась государственная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на их функционирование за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов имеется доля (вклад) Российской Федерации и (или) субъекта (субъектов) Российской Федерации. (п. 2 ст. 47 Федерального закона);
- муниципальные организации телерадиовещания, муниципальные периодические печатные издания - организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов являются органы местного самоуправления и муниципальные организации, и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов оказывалась муниципальная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на их функционирование за счет средств местного бюджета, и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов имеется доля (вклад) муниципального образования (муниципальных образований). (п. 3 ст. 47 Федерального закона);
- негосударственные организации телерадиовещания, негосударственные периодические печатные издания - организации телерадиовещания, периодические печатные издания, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 статьи 47 Федерального закона (п. 4 ст. 47 Федерального закона).
В зависимости от территории распространения информации государственные организации телерадиовещания и государственные периодические печатные издания разделяются в Федеральном законе на:
а) общероссийские организации телерадиовещания, то есть организации телерадиовещания, имеющие лицензию на вещание на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации, а также организации телерадиовещания, осуществляющие выпуск средств массовой информации (теле-, радиопрограмм), распространяемых на основании договора иными организациями телерадиовещания на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации
б) региональные организации телерадиовещания, то есть организации телерадиовещания, имеющие лицензию на вещание и распространяющие средства массовой информации (теле-, радиопрограммы) на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации, а также соответствующие подразделения организаций телерадиовещания, указанных в подпункте "а" пункта 5 статьи 47 Федерального закона;
в) общероссийские периодические печатные издания, то есть издания, зарегистрированные для распространения на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации;
г) региональные периодические печатные издания - издания, зарегистрированные для распространения на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации (п. 5 ст. 47 Федерального закона).
Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Запрещается использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье (ст. 4 Закона Российской Федерации).
Журналист обязан соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации при осуществлении профессиональной деятельности.
При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций (ст. 49 Закона Российской Федерации).

1. ПРАВА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
КАК УЧАСТНИКОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПОДГОТОВКЕ
И ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

Представители СМИ как участники избирательного процесса вправе:
- присутствовать на заседаниях избирательных комиссий (п. 1 ст. 30 Федерального закона, ч. 1 ст. 20 Закона Саратовской области);
- присутствовать на избирательных участках с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей (п. 3 ст. 30 Федерального закона, ч. 3 ст. 20 Закона Саратовской области);
- знакомиться с решениями и протоколами всех избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов (в том числе с протоколами, составляемыми повторно), изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных решений и протоколов и приложенных к ним документов (п. 11 ст. 30 Федерального закона, п. 2 ч. 12 ст. 20 Закона Саратовской области);
- присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение (п. 3 ч. 12 ст. 20 Закона Саратовской области);
находиться в помещении для голосования в день голосования, а также производить фото- и видеосъемку (п. 4 ч. 12 ст. 20 Закона Саратовской области)
- осуществлять информирование избирателей (п. 1 ст. 45 Федерального закона, ч. 1 ст. 40 Закона Саратовской области);
- на обязательное получение информации о принятом решении избирательной комиссией о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу (п. 8 ст. 69 Федерального закона, ч. 28 ст. 62 Закона Саратовской области);
- ознакомиться с итогами голосования по каждому избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность соответствующей избирательной комиссии, результатами выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в ее протоколе о результатах выборов и протоколах об итогах голосования территориальных и участковых избирательных комиссий (п. 1 ст. 72 Федерального закона, ч. 1 ст. 70 Закона Саратовской области);
- носить нагрудные знаки, не содержащие признаков предвыборной агитации, с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также наименования организации, которую представляет.
Журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, участвовавшие в деятельности по информационному обеспечению выборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах, не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период соответствующей избирательной кампании и в течение одного года после окончания соответствующей избирательной кампании, за исключением случая, когда на них было наложено в соответствии с трудовым законодательством взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным (п. 6 ст. 45 Федерального закона).

2. ИНФОРМИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Информирование избирателей осуществляют организации осуществляющие выпуск средств массовой информации в соответствии с Федеральным законом.
Информирование избирателей, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения выборов депутатов Саратовской областной Думы четвертого созыва, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о законодательстве Российской Федерации о выборах, о кандидатах, избирательных объединениях, выдвинувших областные списки кандидатов, осуществляют избирательные комиссии (п.п. 1, 3 ст. 45 Федерального закона, ч.ч. 1, 3 ст. 40 Закона Саратовской области).
Редакции СМИ вправе свободно освещать события, происходящие в ходе избирательной кампании, придерживаясь при этом основополагающих принципов информирования избирателей: информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации или распространяемые иным способом, должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков (п. 2 ст. 45 Федерального закона, ч. 2 ст. 40 Закона Саратовской области). Объективность предполагает освещение событий, происшедших в ходе избирательной кампании без комментариев журналиста по соответствующему вопросу, и не замалчивая поступившую в СМИ информацию о реально происходивших предвыборных мероприятиях тех или иных кандидатов, избирательных объединений, в том числе в пользу информации о других кандидатах, объединениях.
В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений. (ч. 5 ст. 40 Закона Саратовской области)
Запрещение комментариев в информационных программах и сообщениях не препятствует освещению и анализу в информационно-аналитических программах (публикациях) хода избирательной кампании, деятельности кандидатов, избирательных объединений, их предвыборных программ, анализу информации о доходах и имуществе кандидатов, финансовых отчетах кандидатов, избирательных объединений, результатах их проверки, иной информации, представляемой в СМИ в соответствии с законодательством о выборах.
Из указанных выше положений федеральных законов, рассматриваемых во взаимосвязи, следует, что редакции СМИ вправе свободно, без каких-либо согласований с государственными органами освещать события, происходящие в ходе избирательных кампаний, и придерживаться при этом основополагающих принципов информирования избирателей, отделяя в публикациях объективную информацию о событиях, происшедших в ходе избирательной кампании, от мнения и (или) комментария журналиста по соответствующему вопросу, и не замалчивая поступившую в СМИ информацию о реально происходивших предвыборных мероприятиях тех или иных кандидатов, избирательных объединений, в том числе в пользу информации о других кандидатах, избирательных объединениях.
К одной и из форм разновидности информирования избирателей относится опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами депутатов Саратовской областной Думы.
При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) их, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию. Нарушение указанных требований влечет за собой признание материалов, содержащих такие сведения, агитационными и ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов депутатов Саратовской областной Думы четвертого созыва, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть "Интернет").
В день голосования до момента окончания голосования на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума запрещается публикация (обнародование) данных об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть "Интернет") (п. 7 ст. 45 Федерального закона, ч. 6 ст. 40 Закона Саратовской области).
Соответствующая избирательная комиссия один раз в три недели до дня голосования направляет в средства массовой информации для опубликования сведения об общей сумме средств, поступивших в избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, и об общей сумме средств, израсходованных из него. Редакции областных государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны публиковать указанные сведения, передаваемые им избирательными комиссиями для опубликования, в течение трех дней со дня получения (п. 7 ст. 53 Закона Саратовской области).

3. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

Агитационная деятельность может осуществляться в том числе путем систематического распространения информации о каких-либо кандидатах, избирательных объединениях в сочетании с позитивными или негативными комментариями, либо без комментариев, но с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, избирательных объединениях при замалчивании информации о других.
В период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются (п. 2 ст. 48 Федерального закона, ч. 1 ст. 43 Закона Саратовской области):
1) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, областной список кандидатов, областные списки кандидатов либо против него (них);
2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой областной список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с частью 2 статьи 41 настоящего Закона);
3) описание возможных последствий - в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной областной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
6) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, областной список кандидатов.
Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в пункте 1 настоящей части, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, областной список кандидатов, областные списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в пунктах 2 - 6 настоящей части, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.
Предвыборная агитация может проводиться (п. 3 ст. 48 Федерального закона, п. 2 ст. 43 Закона Саратовской области):
а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий (собраний, встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);
в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
г) иными не запрещенными законом методами.
Запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования (п. 6 ст. 48 Федерального закона, ч. 6 ст. 43 Закона Саратовской области).
Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы (п. 7 ст. 48 Федерального закона, ч. 4 ст. 43 Закона Саратовской области):
1) государственным органам, органам местного самоуправления;
2) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей;
3) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
4) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
5) избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;
6) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;
7) международным организациям и международным общественным движениям;
8) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;
9) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 ст. 56 Федерального закона.
Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, областного списка кандидатов и прекращается в ноль часов за одни сутки до дня голосования (п. 1 ст. 49 Федерального закона, ч. 1 ст. 44 Закона Саратовской области).
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования (п. 2 ст. 49 Федерального закона, ч. 2. ст. 44 Закона Саратовской области).

4. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ
НА КАНАЛАХ ОРГАНИЗАЦИЙ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ
И В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ

Государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированный список кандидатов, в том числе для представления избирателям предвыборных программ в порядке, установленном Федеральным законом и Законом Саратовской области (п. 1 ст. 50 Федерального закона).
Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, осуществляющие выпуск средств массовой информации, зарегистрированных не менее чем за один год до начала избирательной кампании, а также редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденных избирательными объединениями (в том числе их структурными подразделениями) и зарегистрированных менее чем за один год до начала избирательной кампании, вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям эфирное время, печатную площадь в соответствующих средствах массовой информации. Иные негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям эфирное время, печатную площадь. (п. 4 ст. 50 Федерального закона, ч. 3 ст. 45 Закона Саратовской области).
Условия оплаты эфирного времени, печатной площади, предоставляемых негосударственными организациями телерадиовещания и редакциями негосударственных периодических печатных изданий, должны быть едины для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений. Это требование не распространяется на редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденные кандидатами, избирательными объединениями (ч. 4 ст. 45 Закона Саратовской области).
Сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и в этот же срок представлены в избирательную комиссию области вместе с уведомлением о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации (ч. 5 ст. 45 Закона Саратовской области).
Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, выходящих реже чем один раз в неделю, специализированные организации телерадиовещания и редакции специализированных периодических печатных изданий (культурно-просветительских, детских, технических, научных и других), а также муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных периодических печатных изданий вправе отказаться от предоставления эфирного времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации. Таким отказом считается непредставление в избирательную комиссию Саратовской области уведомления, указанного в части 5 статьи 45 Закона Саратовской области, в установленные сроки (ч. 6 ст. 45 Закона Саратовской области).
Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации (независимо от форм собственности), предоставившие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим областные списки кандидатов, соответственно бесплатное или платное эфирное время и печатную площадь обязаны вести отдельный учет объемов и стоимости эфирного времени и печатной площади, предоставленных для проведения предвыборной агитации, по формам и в порядке, которые установлены избирательной комиссией области. Данные этого учета не позднее чем через 10 дней со дня голосования должны быть представлены в избирательную комиссию области (ч. 7 ст. 45 Закона Саратовской области).
Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, обязаны хранить указанные в части 7 статьи 45 Закона Саратовской области учетные документы о бесплатном и платном предоставлении эфирного времени и печатной площади не менее трех лет со дня голосования (ч. 8 ст. 45 Закона Саратовской области).
Бесплатное и платное предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания и печатной площади в периодических печатных изданиях для проведения предвыборной агитации производится в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания и кандидатом, избирательным объединением до предоставления эфирного времени, печатной площади (ч. 10 ст. 45 Закона Саратовской области). В договоре на предоставление бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади указывается стоимость предоставленного бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади (исходя из опубликованных расценок) (п. 11 ст. 50 Федерального закона).
В соответствии с Федеральным законом расходы региональных государственных организаций телерадиовещания и редакций областных государственных периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения предвыборной агитации, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций. (ч. 9 ст. 45 Закона Саратовской области).

5. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ
НА ТЕЛЕВИДЕНИИ И РАДИО

5.1. Предоставление бесплатного эфирного времени

Бесплатное эфирное время на каналах региональных государственных организаций телерадиовещания предоставляется зарегистрированным кандидатам на равных условиях (продолжительность предоставленного эфирного времени, время выхода в эфир и другие условия) (ч. 1 ст. 46 Закона Саратовской области).
Региональные государственные организации телерадиовещания обязаны предоставлять бесплатное эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведения предвыборной агитации. Предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию (п. 2 ст. 51 Федерального закона, ч. 2 ст. 46 Закона Саратовской области).
Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из региональных государственных организаций телерадиовещания выделяет на каждом из своих каналов для проведения предвыборной агитации, должен составлять не менее 30 минут в рабочие дни, а в случае, если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, - не менее одной четвертой части общего времени вещания.
Если в результате предоставления бесплатного эфирного времени на каждого зарегистрированного кандидата, каждое избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированные областные списки кандидатов, придется более 30 минут бесплатного эфирного времени, общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из организаций телерадиовещания предоставляет для проведения агитации, сокращается и должен составлять 30 минут, умноженных соответственно на количество зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные областные списки кандидатов.
Половина общего объема бесплатного эфирного времени предоставляется каждой региональной государственной организацией телерадиовещания зарегистрированным по одномандатным избирательным округам кандидатам, другая половина - избирательным объединениям, зарегистрировавшим избирательные списки кандидатов. (ч. 3 ст. 46 Закона Саратовской области)
Не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть предоставлено зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированные областные списки кандидатов, для совместного проведения дискуссий, "круглых столов", иных совместных агитационных мероприятий. Если на каждого зарегистрированного кандидата из общего объема бесплатного эфирного времени приходится менее пяти минут бесплатного эфирного времени, данное правило не применяется (ч. 4 ст. 46 Закона Саратовской области).
Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, зарегистрировавшее областной список кандидатов, вправе отказаться от участия в совместном агитационном мероприятии. При этом эфирное время, отведенное для проведения совместного агитационного мероприятия, в том случае, когда в указанном мероприятии может принять участие только один участник, не уменьшается, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом и Законом Саратовской области (ч. 5 ст. 46 Закона Саратовской области).
По завершении регистрации кандидатов, областных списков кандидатов, но не позднее чем за 32 дня до дня голосования проводится жеребьевка в целях распределения бесплатного эфирного времени между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, зарегистрировавшими областной список кандидатов, подавшими заявку на участие в этой жеребьевке. Избирательная комиссия области с участием представителей соответствующих региональных государственных организаций телерадиовещания проводит жеребьевку, в результате которой определяются даты и время выхода в эфир бесплатных предвыборных агитационных материалов. При проведении жеребьевки вправе присутствовать лица, указанные в части 1 статьи 20 Закона Саратовской области. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. Определенный в результате жеребьевки график распределения эфирного времени публикуется в областных государственных периодических печатных изданиях. Эфирное время предоставляется на основании договора, заключенного после проведения жеребьевки.

5.2. Предоставление эфирного времени за плату

Региональные государственные организации телерадиовещания обязаны резервировать эфирное время для проведения предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, зарегистрировавшими областные списки кандидатов, на платной основе. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений. Общий объем платного эфирного времени, резервируемого каждой региональной государственной организацией телерадиовещания, не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, но не должен превышать его более чем в два раза. Каждый зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, зарегистрировавшее областной список кандидатов, вправе за соответствующую плату получить эфирное время из общего объема зарезервированного эфирного времени в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число соответственно зарегистрированных кандидатов либо избирательных объединений, зарегистрировавших областные списки кандидатов (ч. 9 ст. 46 Закона Саратовской области).
Муниципальные организации телерадиовещания, выполнившие условия части 6 статьи 45 настоящего Закона, предоставляют зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим областные списки кандидатов, для проведения предвыборной агитации платное эфирное время. (п. 17 ст. 46 Закона Саратовской области).
Платное эфирное время, должно предоставляться организацией телерадиовещания в соответствии с результатами жеребьевки, проводимой организацией телерадиовещания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, зарегистрировавшими областной список кандидатов. Жеребьевка должна проводиться в срок, установленный частью 7 статьи 46 Закона Саратовской области. Эфирное время предоставляется на основе договора, заключенного после проведения жеребьевки (п. 17 ст. 46 Закона Саратовской области).
В случае, если зарегистрированный кандидат, избирательное объединение после проведения жеребьевки откажется от использования эфирного времени, они обязаны не позднее чем за пять дней до выхода в эфир сообщить об этом в письменной соответствующей организации телерадиовещания, которая вправе использовать высвободившееся эфирное время по своему усмотрению. (п. 11 ст. 46 Закона Саратовской области).
Платежный документ филиалу Сберегательного банка Российской Федерации о перечислении средств в оплату стоимости эфирного времени в полном объеме должно быть представлено зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, зарегистрировавшим областные списки кандидатов, не позднее чем за два дня до дня предоставления эфирного времени. В случае нарушения указанного условия предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания не допускается (ч. 13 ст. 46 Закона Саратовской области).

5.3. Ограничения, связанные с проведением предвыборной
агитации на телевидении и радио

Запрещается перекрывать передачу агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм, иных агитационных материалов. Запрещается прерывать передачу предвыборных агитационных материалов зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, зарегистрировавшего областной список кандидатов в том числе рекламой товаров, работ и услуг (ч. 14, 15 ст. 46 Закона Саратовской области).
В целях обеспечения доказательств, имеющих значение для правильного разрешения споров, редакция радио-, телепрограммы обязана:
сохранять материалы собственных передач, вышедших в эфир в записи;
фиксировать в регистрационном журнале передачи, вышедшие в эфир.
В регистрационном журнале указываются дата и время выхода в эфир, тема передачи, ее автор, ведущий и участники.
Сроки хранения:
материалов передач - не менее одного месяца со дня выхода в эфир;
регистрационного журнала - не менее одного года с даты последней записи в нем.
Аудио- и видеозаписи вышедших в эфир радио- и телепрограмм, содержащих предвыборную агитацию хранятся в соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, не менее 12 месяцев со дня выхода указанных программ в эфир. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, обязаны бесплатно предоставлять копии указанных радио- и телепрограмм по требованию избирательных комиссий (ч. 16 ст. 46 Закона Саратовской области).

6. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ
ЧЕРЕЗ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ

6.1. Общие условия предоставления печатных площадей
редакциями периодических печатных изданий

Публикация предвыборных агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующими зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, зарегистрировавшим областной список кандидатов (ч. 10 ст. 47 Закона Саратовской области).
Во всех материалах, помещаемых в периодических печатных изданиях и оплачиваемых из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, должна помещаться информация о том, из избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения была произведена оплата соответствующей публикации. Если опубликование предвыборных агитационных материалов было осуществлено бесплатно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием, какому зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, зарегистрировавшему областной список кандидатов, была предоставлена возможность размещения соответствующей публикации. Ответственность за выполнение данного требования несет редакция периодического печатного издания (ч. 12. ст. 47 Закона Саратовской области).
Редакции периодических печатных изданий, публикующих предвыборные агитационные материалы, не вправе отдавать предпочтение какому-либо кандидату, избирательному объединению путем изменения тиража и периодичности выхода периодических печатных изданий. Это требование не распространяется на редакции периодических печатных изданий, учрежденные кандидатами, избирательными объединениями (ч. 11. ст. 47 Закона Саратовской области).

6.2. Предоставление бесплатной печатной площади

Общий еженедельный минимальный объем бесплатной печатной площади, которую каждая из редакций областных государственных периодических печатных изданий бесплатно предоставляет зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим областные списки кандидатов, должен составлять не менее десяти процентов от общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания, распределенной между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, зарегистрировавшими областные списки кандидатов путем деления общего объема выделяемой печатной площади на общее число зарегистрированных кандидатов, избирательным объединениям, зарегистрировавшим областные списки кандидатов, имеющих право на бесплатную публикацию предвыборных агитационных материалов в данном периодическом печатном издании (п. 2 ст. 47 Закона Саратовской области).
Жеребьевка, в которой определяется дата бесплатных публикаций предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, зарегистрировавших областные списки кандидатов, проводится по завершении регистрации кандидатов, избирательных объединений, зарегистрировавших областные списки кандидатов, но не позднее, чем за 32 дня до дня голосования редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий с участием заинтересованных лиц на основании письменной заявки на участие в жеребьевке, поданной зарегистрированным кандидатом, уполномоченными представителями избирательного объединения. При проведении жеребьевки вправе присутствовать члены соответствующей избирательной комиссии, а также иные лица, указанные в части 1 статьи 20 Закона Саратовской области. Результаты жеребьевки оформляются протоколом (ч. 6 ст. 47 Закона Саратовской области).
Если зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, зарегистрировавшее областной список кандидатов, после проведения жеребьевки откажется от использования бесплатной печатной площади, они обязаны не позднее чем за пять дней до дня опубликования предвыборного агитационного материала сообщить об этом соответствующей редакции периодического печатного издания, которая вправе использовать высвободившуюся печатную площадь по своему усмотрению (ч. 7 ст. 47 Закона Саратовской области).

6.3. Предоставление печатной площади за плату

Редакции областных государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны резервировать платные печатные площади для проведения предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, зарегистрировавшими областные списки кандидатов. Размер и условия оплаты печатных площадей должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, зарегистрировавших областные списки кандидатов. Общий объем платной печатной площади, резервируемой редакцией периодического печатного издания, не может быть меньше общего объема бесплатной печатной площади, предоставляемой в соответствии с частью 2 статьи 47 Закона Саратовской области, но не должен превышать этот объем более чем в два раза (ч. 4 ст. 47 Закона Саратовской области).
Каждый зарегистрированный кандидат, избирательно объединение, зарегистрировавшее областной список кандидатов, вправе по результатам жеребьевки, которая проводится в порядке и сроки, установленные частью 6 статьи 47 Закона Саратовской области, за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированной печатной площади печатную площадь в пределах доли, полученной путем деления этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов уполномоченными представителями избирательного объединения.
Платежный документ филиалу Сберегательного банка Российской Федерации о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости печатной площади должно быть представлено зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, зарегистрировавшим областной список кандидатов, не позднее чем за два дня до дня публикации. В случае нарушения этого условия предоставление печатной площади не допускается (ч. 9 ст. 47 Закона Саратовской области).
Редакции муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий вправе публиковать предвыборные агитационные материалы в соответствии с договором, заключенным между редакцией периодического печатного издания и зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, зарегистрировавшим областной список кандидатов. Редакции муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий, не выполнившие условий части 6 статьи 45 Закона Саратовской области, не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим областные списки кандидатов, печатную площадь для проведения предвыборной агитации. (ч. 13 ст. 47 Закона Саратовской области).
Редакции муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий, выполнившие условия части 6 статьи 45 Закона Саратовской области, вправе отказать в предоставлении печатной площади для проведения предвыборной агитации (ч. 8 ст. 47 Закона Саратовской области).

6.4. Ограничения, связанные с проведением предвыборной
агитации через периодические печатные издания

Публикация агитационных материалов, осуществляемая в соответствии со статьей 47 Закона Саратовской области, не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, зарегистрировавшим областной список кандидатов (ч. 10 ст. 47 Закона Саратовской области).
Во всех агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна помещаться информация о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения была произведена оплата соответствующей публикации. Если агитационные материалы были опубликованы бесплатно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием на то, кто разместил эту публикацию. Ответственность за выполнение данного требования несет редакция периодического печатного издания (ч. 12 ст. 47 Закона Саратовской области).

7. НЕДОПУСТИМОСТЬ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПРАВОМ
НА ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ

Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет"), выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет") не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости (ч. 1 ст. 50 Закона Саратовской области).
Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата, а также рекламы с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, областной список кандидатов, в период избирательной кампании осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама, в том числе оплаченная за счет средств соответствующего избирательного фонда, не допускается (ч. 5 ст. 50 Закона Саратовской области).
Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, в случае обнародования (опубликования) ими агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, деловой репутации избирательного объединения, обязаны предоставить соответствующему кандидату, избирательному объединению возможность до окончания агитационного периода бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту своей чести, достоинства или деловой репутации. Для обнародования указанного опровержения или иного разъяснения эфирное время должно быть предоставлено кандидату, избирательному объединению в то же время суток, когда была обнародована первоначальная информация, и его объем не должен быть меньше, чем объем эфирного времени, предоставленного для изложения первоначальной информации, но не менее двух минут. При опубликовании указанного опровержения или иного разъяснения его текст должен быть набран тем же шрифтом, помещен на том же месте полосы и по объему должен быть не меньше, чем опровергаемый текст. Непредоставление кандидату, избирательному объединению возможности обнародовать (опубликовать) указанное опровержение или иное разъяснение до окончания агитационного периода является основанием для привлечения таких организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и их должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установленные частью 9 статьи 50 требования не распространяются на случаи размещения агитационных материалов, представленных зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, зарегистрировавшими областные списки кандидатов, в рамках использования ими в соответствии с Федеральным законом, Законом Саратовской области бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади. (ч. 9 ст. 50 Закона Саратовской области).

8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА И ПРАВИЛ
ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ

В соответствии со статьей 79 Федерального закона ответственность за нарушение избирательного законодательства устанавливается федеральными законами.
Согласно статье 16.1 Закона Российской Федерации если в период избирательной кампании после вступления в силу решения суда о привлечении главного редактора или редакции радио- и телепрограммы, периодического печатного издания, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах этот главный редактор или эта организация допустит повторное нарушение законодательства Российской Федерации о выборах, в случае, если продукция средства массовой информации предназначена для распространения на территории субъекта Российской Федерации, также избирательная комиссия соответствующего субъекта Российской Федерации вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию средств массовой информации, с представлением о приостановлении выпуска средства массовой информации, использованного в целях совершения указанных нарушений. Указанный федеральный орган исполнительной власти в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования немедленно осуществляет с привлечением заинтересованных лиц проверку фактов, изложенных в представлении, и обращается в суд с заявлением о приостановлении выпуска средства массовой информации, использованного в целях совершения указанных нарушений, либо направляет в соответствующую избирательную комиссию мотивированный отказ от обращения в суд с указанным заявлением. Мотивированный отказ от обращения в суд с заявлением о приостановлении выпуска средства массовой информации не препятствует применению к организации, осуществляющей выпуск указанного средства массовой информации, иных мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, включая предупреждение.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию средств массовой информации, не вправе отказаться от обращения в суд на основании представления соответствующей избирательной комиссии о приостановлении выпуска средства массовой информации, если главным редактором или организацией, осуществляющей выпуск средства массовой информации, в период одной избирательной кампании совершено более двух нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, повлекших назначение административного наказания на основании вступивших в силу решений суда.
Рассмотрение судом указанных в статье 16.1 Закона Российской Федерации заявлений о приостановлении выпуска средства массовой информации осуществляется в порядке и сроки, которые установлены для производства по делам о защите избирательных прав граждан Российской Федерации.
Приостановление выпуска средства массовой информации по предусмотренным статьей 16.1 Закона Российской Федерации основаниям осуществляется судом на срок до момента окончания голосования на выборах, референдуме, а в случае, если проводится повторное голосование, - до момента окончания повторного голосования.
В целях статьи 16.1 Закона Российской Федерации нарушением главным редактором или организацией, осуществляющей выпуск средства массовой информации, законодательства Российской Федерации о выборах признается нарушение этим главным редактором или этой организацией установленного указанным законодательством порядка информирования избирателей, проведения предвыборной агитации, предусмотренное законодательством об административных правонарушениях.
Для целей статьи 16.1 Закона Российской Федерации не признается нарушением законодательства Российской Федерации о выборах распространение в средстве массовой информации материалов и сообщений, за содержание которых главный редактор или организация, осуществляющая выпуск средства массовой информации, не несет ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации (ст. 16.1 Закона Российской Федерации).
Злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований статьи 4 Закона Российской Федерации, - влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Злоупотребление правами журналиста, выразившееся в нарушении требований статей 50 и 51 Закона Российской Федерации, либо несоблюдение обязанностей журналиста - влечет уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 59 Закона Российской Федерации).
Нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, выразившееся:
в учреждении средства массовой информации через подставное лицо, получении свидетельства о регистрации либо лицензии на вещание обманным путем, скрытой уступке лицензии или неправомерном получении льгот, установленных для специализированных средств массовой информации;
в незаконном изготовлении продукции средства массовой информации без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности, уклонении от перерегистрации, а также предъявлении при регистрации не предусмотренных настоящим Законом требований;
в воспрепятствовании осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации, установлении незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания;
в нарушении установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах правил проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, порядка и условий распространения материалов предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума;
в незаконном распространении продукции средства массовой информации без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности или без разрешения на выход в свет (в эфир), в незаконном коммерческом распространении, осуществлении вещания без лицензии либо с нарушением лицензионных условий;
в нарушении правил распространения обязательных сообщений, рекламы, эротических изданий и программ;
в нарушении порядка объявления выходных данных, представления обязательных экземпляров, хранения материалов теле- и радиопередач;
в создании искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио- и телепрограмм, - влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 60 Закона Российской Федерации).
В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за:
- нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ст. 141.1);
- фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142).
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за:
- нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов (ст. 5.5);
- нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации (ст. 5.6);
- нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях (ст. 5.8);
- нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности (ст. 5.9);
- проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах (ст. 5.10);
- проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом (ст. 5.11);
- изготовление, распространение и размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.12);
- непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации (ст. 5.13);
- умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму (ст. 5.14);
- непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (ст. 5.17);
- незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнением работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (ст. 5.20);
- использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (ст. 5.45);
- нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов (ст. 5.48);
- нарушение организацией, индивидуальным предпринимателем, выполняющими работы или оказывающими услуги по изготовлению агитационных печатных материалов, правил изготовления агитационных печатных материалов (ст. 5.51);
- невыполнение уполномоченным лицом требований законодательства о выборах об обеспечении кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий (ст. 5.52).

СУБЪЕКТЫ
юридической ответственности за нарушение законодательства,
регулирующего вопросы информирования избирателей
и предвыборной агитации, на выборах Депутатов
Саратовской областной Думы

   ---------------------------------T--------------------------------¬

¦ Субъекты административной ¦ Статьи ¦
¦ ответственности: ¦Кодекса Российской Федерации об ¦
¦ ¦административных правонарушениях¦
+--------------------------------+--------------------------------+
¦Должностные лица ¦5.5., 5.8., 5.9., 5.10., 5.11., ¦
¦(главный редактор или иное ¦5.12., 5.13., 5.20., 5.45., ¦
¦должностное лицо СМИ (а также ¦5.52. ¦
¦СМИ как юридическое лицо) ¦ ¦
+--------------------------------+--------------------------------+
¦Типографии ¦5.12., 5.20., 5.51. ¦
L--------------------------------+---------------------------------


9. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЭФИРНОГО ВРЕМЕНИ И ПЕЧАТНОЙ ПЛОЩАДИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ КАНДИДАТАМ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ОБЪЕДИНЕНИЯМ,
ЗАРЕГИСТРИРОВАВШИМ ОБЛАСТНОЙ СПИСОК КАНДИДАТОВ
В ДЕПУТАТЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

   ------------------------------------------------T------------------------------------------------¬

¦ ЭФИРНОЕ ВРЕМЯ ¦ ПЕЧАТНАЯ ПЛОЩАДЬ ¦
+---------------------------T-------------------+---------------------------T--------------------+
¦ платное ¦ бесплатное ¦ платная ¦ бесплатная ¦
+-------------T-------------+------T------------+-------------T-------------+------T-------------+
¦ вправе ¦ обязательно ¦вправе¦обязательно ¦ вправе ¦ обязательно ¦вправе¦ обязательно ¦
+-------------+-------------+------+------------+-------------+-------------+------+-------------+
¦региональные ¦региональные ¦ ¦региональные¦редакции ¦редакции ¦ ¦редакции ¦
¦государст- ¦государст- ¦ ¦государст- ¦государст- ¦государст- ¦ ¦государст- ¦
¦венные ¦венные ¦ ¦венные ¦венных ¦венных ¦ ¦венных ¦
¦организации ¦организации ¦ ¦организации ¦периодических¦периодических¦ ¦периодических¦
¦телерадио- ¦телерадио- ¦ ¦телерадио- ¦печатных ¦печатных ¦ ¦печатных ¦
¦вещания ¦вещания ¦ ¦вещания ¦изданий, ¦изданий, ¦ ¦изданий, ¦
¦п. 1 ст. 45 ¦п. 6. ст. 51 ¦ ¦п. 2 ст. 51 ¦распрост- ¦распрост- ¦ ¦распрост- ¦
¦ЗСО, ¦ФЗ ¦ ¦ФЗ ¦раняемых на ¦раняемых на ¦ ¦раняемых на ¦
¦ ¦п. 9 ст. 46 ¦ ¦п. 1 ст. 45 ¦территории ¦территории ¦ ¦территории ¦
¦ ¦ЗСО, ¦ ¦ЗСО ¦области и ¦области и ¦ ¦области и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦выходящих не ¦выходящих не ¦ ¦выходящих не ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦менее 1 раза ¦менее 1 раза ¦ ¦менее 1 раза ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦в неделю ¦в неделю ¦ ¦в неделю ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦п. 1 ст. 45 ¦п. 4 ст. 47 ¦ ¦п. 1 ст. 47 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЗСО ¦ЗСО ¦ ¦ЗСО ¦
+-------------+-------------+------+------------+-------------+-------------+------+-------------+
¦муниципальные¦муниципальные¦ ¦ ¦редакции ¦редакции ¦ ¦ ¦
¦организации ¦организации ¦ ¦ ¦муниципальных¦муниципальных¦ ¦ ¦
¦телерадио- ¦телерадио- ¦ ¦ ¦периодических¦периодических¦ ¦ ¦
¦вещания ¦вещания ¦ ¦ ¦печатных ¦печатных ¦ ¦ ¦
¦п. 6 ст. 45 ¦п. 6 ст. 51 ¦ ¦ ¦изданий, ¦изданий, ¦ ¦ ¦
¦ЗСО ¦ФЗ ¦ ¦ ¦распрост- ¦распрост- ¦ ¦ ¦
¦п. 17 ст. 46 ¦п. 17 ст. 46 ¦ ¦ ¦раняемых на ¦раняемых на ¦ ¦ ¦
¦ЗСО ¦ЗСО ¦ ¦ ¦территории ¦территории ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦области, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦п. 13 ст. 47 ¦выходящих не ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЗСО ¦реже 1 раза в¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦неделю ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦п.п. 1, 2 ст.¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦52 ФЗ ¦ ¦ ¦
+-------------+-------------+------+------------+-------------+-------------+------+-------------+
¦негосударст- ¦негосударст- ¦ ¦ ¦редакции ¦редакции ¦ ¦ ¦
¦венные ¦венные ¦ ¦ ¦негосударст- ¦негосударст- ¦ ¦ ¦
¦организации ¦организации ¦ ¦ ¦венных ¦венных ¦ ¦ ¦
¦телерадио- ¦телерадио- ¦ ¦ ¦периодических¦периодических¦ ¦ ¦
¦вещания, ¦вещания, ¦ ¦ ¦печатных ¦печатных ¦ ¦ ¦
¦учрежденные ¦выполнившие ¦ ¦ ¦изданий, ¦изданий, ¦ ¦ ¦
¦не менее чем ¦условия ¦ ¦ ¦учрежденные ¦учрежденные ¦ ¦ ¦
¦за 1 год до ¦п. 5 ст. 45 ¦ ¦ ¦не менее чем ¦не менее чем ¦ ¦ ¦
¦начала ¦ЗСО ¦ ¦ ¦за 1 год до ¦за 1 год до ¦ ¦ ¦
¦избирательной¦п. 8 ст. 51 ¦ ¦ ¦начала ¦начала ¦ ¦ ¦
¦кампании ¦ФЗ ¦ ¦ ¦избирательной¦избирательной¦ ¦ ¦
¦п. 3 ст. 45 ¦ ¦ ¦ ¦п.п. 3, 5 ¦кампании, ¦ ¦ ¦
¦ЗСО ¦ ¦ ¦ ¦ст. 45 ЗСО ¦выполнившие ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦условия ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦п. 5 ст. 45 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЗСО ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦п.п. 3, 5 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ст. 45 ЗСО ¦ ¦ ¦
L-------------+-------------+------+------------+-------------+-------------+------+--------------


10. ОБРАЗЦЫ И ФОРМЫ
НЕКОТОРЫХ ДОКУМЕНТОВ

В избирательную комиссию
Саратовской области
зарегистрированного кандидата в депутаты
Саратовской областной
Думы __________________________
(Ф.И.О.)

ЗАЯВКА

Прошу включить меня в число участников жеребьевки по
распределению бесплатного эфирного времени на телеканалах ГТРК
"Саратов", областном радио между кандидатами в депутаты
Саратовской областной Думы, избирательными объединениями,
выдвинувшими зарегистрированные областные списки кандидатов в
депутаты Саратовской областной Думы.

"____" ____________ 2007 г. ___________ _____________________
(подпись) (инициалы, фамилия)



Утверждено
постановлением
избирательной комиссии Саратовской области
от 27 июля 2007 г. № 01-09/57-П

СВОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ
об объемах и стоимости эфирного времени, бесплатно
предоставленного ____________________________________________
(наименование организации телерадиовещания)
зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям,
зарегистрировавшим областные списки кандидатов, в период
проведения выборов депутатов Саратовской областной
Думы четвертого созыва

По состоянию на "_____"________________ 200__ года

   ----T-------------------T------------T------T----------------T----------------T----------¬

¦ № ¦ ФИО ¦ Форма ¦Дата и¦Объем фактически¦ Стоимость ¦ Дата и ¦
¦п/п¦зарегистрированного¦предвыборной¦время ¦предоставленного¦ фактически ¦ номер ¦
¦ ¦ кандидата ¦агитации <*>¦выхода¦ эфирного ¦предоставленного¦заключения¦
¦ ¦ (наименование ¦ ¦в эфир¦ времени, ¦ эфирного ¦ договора ¦
¦ ¦ избирательного ¦ ¦ ¦ мин., сек. ¦ времени, ¦ <**> ¦
¦ ¦ объединения, ¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦ ¦
¦ ¦зарегистрировавшего¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ областные списки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ кандидатов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+------------+------+----------------+----------------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
+---+-------------------+------------+------+----------------+----------------+----------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+------------+------+----------------+----------------+----------+
¦ Итого <***>¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+------------+------+----------------+----------------+----------+
¦ Всего¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------------+------------+------+----------------+----------------+-----------


Руководитель организации телерадиовещания ________________________
(подпись, инициалы, фамилия, дата)

Главный бухгалтер организации телерадиовещания __________________
МП (подпись, инициалы, фамилия, дата)

   --------------------------------

<*> Формы предвыборной агитации: дебаты, дискуссия, "круглый стол", интервью, выступление, телеочерк, видеофильм и иные не запрещенные законом формы.
<**> Дополнительно указывается пункт договора, устанавливающий обязательства по возмещению стоимости бесплатно предоставленного эфирного времени.
<***> Заполняется по каждому зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, зарегистрировавшему областные списки кандидатов в период избирательной кампании, отдельно.



Утверждено
постановлением
избирательной комиссии Саратовской области
от 27 июля 2007 г. № 01-09/57-П

СВОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ
об объемах и стоимости платного эфирного времени, предоставленного
______________________________________________
(наименование организации телерадиовещания)
зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям,
зарегистрировавшим областные списки кандидатов, в период
проведения выборов депутатов Саратовской областной
Думы четвертого созыва

По состоянию на "____"_____________ 200__ года

   ----T-------------T------------T----------T----------T----------T----------T----------¬

¦ № ¦ФИО ¦ Форма ¦Объем ¦Стоимость ¦Наимено- ¦Документ, ¦Основания ¦
¦п/п¦зарегистри- ¦предвыборной¦фактически¦фактически¦вание ¦подтверж- ¦ платежа ¦
¦ ¦рованного ¦ агитации, ¦предостав-¦предостав-¦платель- ¦дающий ¦ (дата ¦
¦ ¦кандидата ¦дата и время¦ленного ¦ленного ¦щика, ¦оплату ¦заключения¦
¦ ¦(наименование¦ выхода в ¦эфирного ¦эфирного ¦его ¦(дата, ¦ и номер ¦
¦ ¦избира- ¦ эфир <*> ¦времени ¦времени, ¦банковские¦номер ¦договора, ¦
¦ ¦тельного ¦ ¦мин., сек.¦руб. ¦реквизиты ¦платежного¦ номер ¦
¦ ¦объединения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦поручения)¦ счета) ¦
¦ ¦зарегистри- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ровавшего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦областные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦списки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кандидатов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+------------+----------+----------+----------+----------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
+---+-------------+------------+----------+----------+----------+----------+----------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+------------+----------+----------+----------+----------+----------+
¦ Итого <**> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------------+----------+----------+----------+----------+----------+
¦ Всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------+------------+----------+----------+----------+----------+-----------


Руководитель организации телерадиовещания ________________________
(подпись, инициалы, фамилия, дата)

Главный бухгалтер организации телерадиовещания __________________
МП (подпись, инициалы, фамилия, дата)

   --------------------------------

<*> Формы предвыборной агитации: дебаты, дискуссия, "круглый стол", интервью, выступление, телеочерк, видеофильм, иные не запрещенные законом формы.
<**> Заполняется по каждому зарегистрированному кандидату, избирательному отделению, зарегистрировавшему областные списки кандидатов в период избирательной кампании, отдельно.



Утверждено
постановлением
избирательной комиссии Саратовской области
от 27 июля 2007 г. № 01-09/57-П

СВОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ
об объемах и стоимости печатной площади, бесплатно предоставленной
редакцией _______________________________________________
(наименование периодического печатного издания)
зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям,
зарегистрировавшим областные списки кандидатов, в период
проведения выборов депутатов Саратовской областной
Думы четвертого созыва

По состоянию на "___"_____________ 200___ года

   ----T-------------T-------------T----------T----------T------T----------T----------T----------¬

¦ № ¦ФИО ¦ Дата ¦Объем ¦Стоимость ¦Тираж ¦Наимено- ¦Документ, ¦Основания ¦
¦п/п¦зарегистри- ¦опубликования¦фактически¦фактически¦(экз.)¦вание ¦подтверж- ¦ платежа ¦
¦ ¦рованного ¦предвыборного¦предостав-¦предостав-¦ ¦платель- ¦дающий ¦ (дата ¦
¦ ¦кандидата ¦агитационного¦ленной ¦леной ¦ ¦щика, ¦оплату ¦заключения¦
¦ ¦(наименование¦материала, ¦печатной ¦печатной ¦ ¦его ¦(дата, ¦ и номер ¦
¦ ¦избира- ¦номер ¦площади, ¦площади, ¦ ¦банковские¦номер ¦договора, ¦
¦ ¦тельного ¦периоди- ¦кв. см ¦руб. ¦ ¦реквизиты ¦платежного¦ номер ¦
¦ ¦объединения, ¦ческого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦поручения)¦счета) <*>¦
¦ ¦зарегистри- ¦печатного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ровавшего ¦издания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦областные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦списки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кандидатов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+-------------+----------+----------+------+----------+----------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦
+---+-------------+-------------+----------+----------+------+----------+----------+----------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+-------------+----------+----------+------+----------+----------+----------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+-------------+----------+----------+------+----------+----------+----------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+-------------+----------+----------+------+----------+----------+----------+
¦ Итого <**>¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+-------------+----------+----------+------+----------+----------+----------+
¦ Всего¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------+-------------+----------+----------+------+----------+----------+-----------


Редактор (руководитель редакции) _________________________________
(подпись, инициалы, фамилия, дата)

Главный бухгалтер _________________________________
МП (подпись, инициалы, фамилия, дата)

   --------------------------------

<*> Дополнительно указывается пункт договора, устанавливающий обязательства по возмещению стоимости бесплатно предоставленной печатной площади.
<**> Заполняется по каждому зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, зарегистрировавшему областные списки кандидатов в период избирательной кампании, отдельно.



Утверждено
постановлением
избирательной комиссии Саратовской области
от 27 июля 2007 г. № 01-09/57-П

СВОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ
об объемах и стоимости платной печатной площади, предоставленной
редакцией _______________________________________________
(наименование периодического печатного издания)
зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям,
зарегистрировавшим областные списки кандидатов, в период
проведения выборов депутатов Саратовской областной
Думы четвертого созыва

По состоянию на "___"_____________ 200__ года

   ----T--------------T----------T----------T----------T------T----------T----------T----------¬

¦ № ¦ФИО ¦Дата ¦Объем ¦Стоимость ¦ Тираж¦Наимено- ¦Документ, ¦Основания ¦
¦п/п¦зарегистри- ¦опубли- ¦фактически¦фактически¦(экз.)¦вание ¦подтверж- ¦ платежа ¦
¦ ¦рованного ¦кования ¦предостав-¦предостав-¦ ¦платель- ¦дающий ¦ (дата ¦
¦ ¦кандидата ¦предвыбор-¦ленной ¦ленной ¦ ¦щика, ¦оплату ¦заключения¦
¦ ¦(наименование ¦ного ¦печатной ¦печатной ¦ ¦его ¦(дата, ¦ и номер ¦
¦ ¦избирательного¦агитацион-¦площади ¦площади, ¦ ¦банковские¦номер ¦договора, ¦
¦ ¦объединения, ¦ного ¦кв. см ¦руб. ¦ ¦реквизиты ¦платежного¦ номер ¦
¦ ¦зарегистри- ¦материала,¦ ¦ ¦ ¦ ¦поручения)¦ счета) ¦
¦ ¦ровавшего ¦номер ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦областные ¦периоди- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦списки ¦ческого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кандидатов) ¦печатного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦издания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+----------+----------+----------+------+----------+----------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦
+---+--------------+----------+----------+----------+------+----------+----------+----------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+----------+----------+----------+------+----------+----------+----------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+----------+----------+----------+------+----------+----------+----------+
¦ Итого <*>¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+----------+----------+----------+------+----------+----------+----------+
¦ Всего¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------+----------+----------+----------+------+----------+----------+-----------


Редактор (руководитель редакции) _________________________________
(подпись, инициалы, фамилия, дата)

Главный бухгалтер редакции _________________________________
МП (подпись, инициалы, фамилия, дата)

   --------------------------------

<*> Заполняется по каждому зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, зарегистрировавшему областные списки кандидатов в период избирательной кампании, отдельно.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru