Законодательство
Саратовской области

Саратовская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Прокурора Саратовской области от 04.02.2008 № 7/1-04-2008
"ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ЛЕСНОГО, ОХОТНИЧЬЕГО И РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено.






Губернатору Саратовской области
Ипатову П.Л.

ПРОКУРАТУРА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2008 г. № 7/1-04-2008

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ЛЕСНОГО, ОХОТНИЧЬЕГО
И РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Прокуратурой области в соответствии с планом мероприятий по взаимодействию с Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением природоохранного законодательства на 2 полугодие 2007 года с привлечением управления Росприроднадзора по Саратовской области, теруправления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области проведена проверка исполнения законодательства об использовании и охране лесов, земель лесного фонда в Министерстве лесного, охотничьего и рыбного хозяйства Саратовской области (далее - Министерство).
Проведенной проверкой установлено следующее.
Согласно п. 1 ст. 82 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) и на основании п.п. 1, 9 Положения о Министерстве лесного, охотничьего и рыбного хозяйства Саратовской области, утв. постановлением Правительства Саратовской области № 8-П от 25.01.2007 Министерство осуществляет права владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в государственной собственности области, и управленческие функции по переданным полномочиям в отношении федеральной собственности - земель лесного фонда (ст. 83 ЛК).
Средства на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (ч. 3 ст. 83 ЛК РФ).
С 1 января 2007 года по факту Министерство осуществляло вышеуказанные полномочия на территории области в отношении лесных участков общей площадью 638613 га, в том числе:
513411 га лесных участков на землях лесного фонда, право собственности на которые зарегистрировано в установленном порядке;
125202 га лесных участков на землях иных категорий (119112 га - леса, расположенные на землях сельхозназначения, 4706 га - леса в границах земель поселений, 1384 га - леса на землях, переведенных из земель сельхозназначения в земли лесного фонда).
По сведениям формы № 1 государственного учета лесного фонда по состоянию на 01.01.2007 на территории Саратовской области числится 519,9 тыс. га участков лесного фонда.
В установленном порядке до настоящего времени не произведена государственная регистрация прав собственности Российской Федерации на лесные участки площадью 1384 га, принятые в порядке перевода из земель сельхозназначения в состав земель лесного фонда на основании актов органа государственной власти Саратовской области; на лесные участки площадью 4706,1 га, относящиеся по материалам лесоустройства к участкам лесного фонда, но которые по факту входят в границы населенных пунктов (земли поселений).
Таким образом, Министерство, не имея в 2007 году зарегистрированных прав (правоустанавливающих документов) на лесные участки площадью 6489 га, находящиеся в границах населенных пунктов и переведенные из земель сельхозназначения, незаконно осуществляло их владение, пользование и распоряжение.
Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определены в соответствии с проектом лесоустройства и который по государственному кадастровому учету в соответствии со ст. 23 ЛК РФ отнесен к одной из категорий земель (лесного фонда, обороны, особо охраняемых природных территорий, поселений).
Следовательно, леса, находящиеся на землях сельскохозяйственного назначения, не относятся к лесным участкам, а право пользования и распоряжения последними со стороны субъекта Российской Федерации может возникнуть только после их перевода в установленном порядке в земли лесного фонда или иной категории, предусмотренной ст. 23 ЛК РФ.
В нарушение указанных требований закона в 2007 г. Министерство и подведомственное ему ОГУ "Саратоврегионлес" осуществляло права владения, пользования и распоряжения участками, покрытыми лесом, расположенными на землях сельхозназначения, площадью 119112 га, не имея документов об их переводе в земли лесного фонда.
Ввиду этого были неправомерно израсходованы средства федерального бюджета, выделенные в виде субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений на общую сумму 7 млн. 78 тыс. 42,38 руб. в связи с реализацией ОГУ "Саратоврегионлес" полномочий по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения вышеуказанными участками без перевода в состав земель лесного фонда или земель иных категорий.
В ходе проверки установлено, что полномочия, предусмотренные ст. 83 ЛК РФ Министерством фактически не реализуются.
Так, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ в течение 2007 г. аукционы по продаже права на заключение договоров аренды участков лесного фонда, находящихся в государственной и права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений на территории Саратовской области Министерством не проводились. В то же время, по состоянию на 30.11.2007 в Министерство поступило 69 заявок на участие в лесном аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности, для ведения охотничьего хозяйства - 6 заявок.
Допускаются нарушения при предоставлении в соответствии с ч. 3 ст. 74 ЛК РФ в аренду лесных участков для использования в целях, предусмотренных ст.ст. 43 - 45 ЛК РФ.
Так, за период времени с января по декабрь 2007 г. Министерством принято 15 незаконных решений о предоставлении лесных участков для строительства, эксплуатации водохранилищ, иных искусственных объектов, а также гидротехнических сооружений; выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, которые не соответствуют целевому назначению использования защитных лесов, предусмотренному ч.ч. 2, 4 ст. 12, ч. 5 ст. 102 ЛК РФ.
Кроме того, многочисленные нарушения закона допущены Министерством при предоставлении лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр ЗАО "Нефть Поволжья - Ресурс".
Так, 30.08.2007 в Министерство поступило заявление указанного Общества о предоставлении лесного участка для проведения работ по геологическому изучению недр.
В нарушение п. 13 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утв. постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 № 324 в заявлении не было указано местоположение (лесхоз, лесничество, квартал, выдел) и площадь лесного участка, а также срок использования лесов.
По результатам рассмотрения заявления Министерством вопреки требованиям п. 16 Правил, предусматривающего возврат документов в связи с нарушением п. 15, было издано незаконное распоряжение № 19 от 25.09.2007 о предоставлении ЗАО "Нефть Поволжья - Ресурс" лесных участков в аренду, которое не содержало предусмотренные п. 18 Правил сведения о местоположении лесного участка, сроках подготовки и заключения договора аренды.
На основании данного распоряжения и до заключения в установленном порядке договора аренды лесного участка Министерство незаконно разрешило рубку деревьев в интересах ЗАО "Нефть Поволжья - Ресурс" на общей площади 36,4 га на основании 15 лесорубочных билетов.
В свою очередь, рубка деревьев под разрубку визиров для изыскательских работ в целях геологического изучения недр не относится к лесохозяйственным мероприятиям, для выполнения которых Министерству в 2007 г. соответствии со ст. 6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ предоставлено было право выдавать лесорубочные билеты.
За рассматриваемый период времени Министерством в соответствии со ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса РФ" для выполнения лесхозами области лесохозяйственных мероприятий выдано 64 лесорубочных билета.
Анализ указанных билетов показал, что часть из них выдана с нарушением действующего законодательства.
К примеру, 29.05.2007 Министерством Ширококарамышскому лесхозу выдан лесорубочный билет № 8, в соответствии с которым последнему разрешается провести сплошные санитарные рубки.
Статьей 14 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" определено, что вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке... использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.
В защитных лесах, к которым относятся все леса, расположенные на территории Саратовской области, сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (ч. 4 ст. 17 ЛК РФ).
Таким образом, проведение сплошных рубок, запланированных материалами лесоустройства, допускается после проведения специального контрольного лесопатологического обследования участков, подтверждающих необходимость проведения сплошной, а не выборочной санитарной рубки.
В то же время при выдаче указанного лесорубочного билета обследование участков леса не проводилось.
Аналогичные нарушения выявлены при выдаче лесорубочных билетов № 11 от 29.05.2007; № 33 от 05.09.2007.
Также выявлены нарушения при оформлении лесорубочных билетов, выданных на основании актов лесопатологического обследования под производство санитарных рубок, незапланированных материалами лесоустройства (№ 26 от 23.07.2007, № 27 от 26.07.2007, № 31 от 28.08.2007, № 37 от 21.09.2007, № 38 от 21.09.2007, № 46 от 28.09.2007, № 53 от 08.10.2007, № 23 от 20.07.2007, № 28 от 30.07.2007, № 29 от 31.07.2007, № 30 от 20.08.2007, № 32 от 31.08.2007, № 34 от 07.09.2007, № 39 от 26.09.2007, № 48 от 04.10.2007).
В соответствии с п.п. 14, 15, 17 Правил санитарной безопасности в лесах РФ, утв. постановлением Правительства РФ 29.06.2007 № 414 граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов обязаны в 5-дневный срок с даты обнаружения погибших или поврежденных вредными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений проинформировать орган государственной власти, который обязан организовать лесопатологическое обследование с целью уточнения состояния лесных насаждений.
Орган государственной власти области в 30-дневный срок с даты получения данной информации определяет с учетом результатов лесопатологического обследования необходимые мероприятия по защите лесов.
В нарушение указанных требований закона Министерство назначало сплошные рубки без натурного лесопатологического обследования соответствующих лесных насаждений, без контроля отвода и таксации лесосек, без привлечения независимых специалистов-лесопатологов регионального центра защиты леса. Кроме того, в нарушение ч. 4 ст. 17 ЛК РФ сплошные санитарные рубки назначались без предварительного проведения выборочных.
Решение о разрешении проведения санитарных рубок выдавалось только на основании первичных материалов, представленных лесхозами, которые не содержали необходимой и достоверной информации о неблагополучном санитарном состоянии лесных насаждений.
Установлены факты нарушений при выдаче лесорубочных билетов ОГУ "Саратоврегионлес", подведомственным Министерству.
Статьей 6 Федерального закона № 201-ФЗ от 04.12.2006 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что органы исполнительной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, для осуществления краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ вправе выдавать лесорубочные билеты, ордера и (или) лесные билеты на срок их действия до 1 января 2008 года.
Структура органов исполнительной власти утверждена Постановлением Губернатора Саратовской области от 5 апреля 2005 г. № 78, согласно которому областное государственное учреждение "Саратовское управление лесного хозяйства" в перечень органов исполнительной власти не включено, в связи с чем не является органом исполнительной власти субъекта РФ и не наделено полномочиями по выдаче лесорубочных билетов.
Вместе с тем, в течение 2007 г. ОГУ "Саратоврегионлес" выдало в адрес своих филиалов - межрайонных лесхозов 28 разрешений (распоряжений) на право выписки лесорубочных билетов для производства ими лесохозяйственных мероприятий, а также для осуществления сторонними организациями прочих рубок для реализации собственных интересов.
На основании вышеуказанных разрешений межрайонными лесхозами самостоятельно осуществлялась выписка незаконных лесорубочных билетов.
Ненадлежащим образом Министерством исполняются полномочия по охране лесов от пожаров, предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ.
Не в полном объеме Министерством выполнен План мероприятий по профилактике и борьбе с лесными пожарами в Саратовской области на 2007 г., утв. распоряжением Правительства области № 91-Пр от 19.04.2007. Не проводились предусмотренные п.п. 6, 7, 15 Плана контрольные проверки органов местного самоуправления по готовности к пожароопасному периоду и проведению ими комплекса профилактических противопожарных мероприятий в лесах, расположенных в границах поселений; контрольные проверки лесопользователей на предмет готовности к пожароопасному периоду; мероприятия по недопущению проведения неконтролируемых сельхозпалов, прилегающих к лесным насаждениям.
В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах приказом Министерства № 27 от 27.03.2007 утверждены плановые показатели профилактических противопожарных мероприятий на 2007 год, которые согласно статистической форме отчетности ф. № 10-лесхоз "Отчет о выполнении производственно-финансового плана по лесному хозяйству по состоянию на 01.10.2007" выполнены лесхозами области только в среднем на 65 %.
Ненадлежащим образом Министерством осуществляются полномочия по государственному лесному контролю и надзору.
Отделом государственного лесного контроля, надзора и организации охраны лесов Министерства по состоянию на 30.11.2007 проверено только 3 лесопользователя из 12 запланированных в Плане проверок.
Контрольные мероприятия в отношении ООО "Дила", ООО "Импекском" и ООО "Монтажстройлизинг" проведены 04.10.2007 с нарушением 2-месячного срока от запланированного (01.08 - 03.08.2007).
Не выполнен в полном объеме план проверок Отделом государственного реестра, организации воспроизводства и защиты лесов, предусматривающий проведение 5 мероприятий.
При наличии сведений о самовольном захвате участков лесного фонда Мамоновой Е.В., Ожерельевой Е.В., Мудрицким С.М., Кувшиновой Ф.С., Штейнбергом И.Е., Неверовым С.П. на территории Саратовского лесхоза проверки соблюдения требований лесного законодательства в отношении указанных лиц Министерством не проводились, акты проверок не составлялись.
В то же время данным лицам было выдано 6 предписаний об освобождении самовольно занятых участков леса, сведения об исполнении которых отсутствуют.
Проверки леспаркхоза "Кумысная поляна", ОГУ Аткарский, Базарно-Карабулакский, Новобурасский, Энгельсский, Дьяковский, Петровский и Вольский лесхозы; ООО "Дила", ООО "Импекском", ООО "Монтажстройлизинг"; Богданова А.Н. в нарушение п. 1 ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" проведены в отсутствие распоряжений (приказов) Министерства о проведении контрольных мероприятий.
При наличии сведений о невыполнении выданных предписаний об устранении нарушений лесного законодательства леспаркхозом "Кумысная поляна", ОГУ Аткарским, Базарно-Карабулакским, Новобурасским, Энгельсским, Дьяковским, Петровским и Вольским лесхозами; охотохозяйством "Барсучье", Аткарским районным обществом охотников и рыболовов, ЗАО "Волжская охотничья компания" меры административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ к виновным лицам не применялись.
Не принимаются меры к привлечению нарушителей лесного законодательства к установленной законом ответственности.
Так, в ходе проверок ООО "Дила", ООО "Импекском", ООО "Монтажстройлизинг" установлены факты самовольного возведения на участках лесного фонда Энгельсского лесхоза объектов строительства (заборов). Вместе с тем, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, должностными лицами Министерства не возбуждались.
Аналогичные нарушения установлены при проверке актов контроля ЗАО "Волжская охотничья компания", гр. Богданова А.Н., ОАО "Саратовнефтегаз".
В нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" в акте проверки ОАО "Саратовнефтегаз" от 04.07.2007 не указано время и место его составления, дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю, отсутствуют сведения о месте совершения лесонарушения (квартал, выдел, лесничество, лесхоз), площади самовольно занятого участка лесного фонда, наличии (отсутствии) документов на производство работ по бурению скважины, наличии (отсутствии) на участке производственных объектов либо сведения о характере производимых в момент обнаружения работ, отсутствуют сведения о состоянии участка лесного фонда, степени повреждения почвы и характере иных негативных последствий.
При наличии сведений о совершенном нарушении лесного законодательства меры, направленные на привлечение виновного лица к административной ответственности и освобождении самовольно занятого участка лесного фонда, не принимались.
Квалификация нарушения как самовольного занятия лесного фонда и расчет материального ущерба производились Министерством на основании недействующего нормативного акта - п. 16 постановления Правительства РФ от 21.05.2001 № 388 "Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства РФ", который на момент проверки (04.07.2007) на основании постановления Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 утратил юридическую силу.
Действующее на момент проверки постановление Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", вступившее в законную силу 24 мая 2007 года (т.е. до проведения проверки), не предусматривало расчета материального ущерба, нанесенного лесному хозяйству самовольным занятием участка лесного фонда.
Нарушения порядка проведения проверок в рамках осуществления государственного лесного контроля и надзора также допускаются Отделом использования лесов и администрирования платежей.
Так, при наличии сведений о 17 нарушениях лесного законодательства (самовольное использование участков лесного, самовольное строительство) контрольные проверки лесопользователей не проводились, меры, направленные на устранение лесного законодательства не принимались.
Располагая сведениями о задолженности по арендной плате на территории Макаровского лесхоза со стороны ОАО "Аргон", МСК "Локомотив", Дирекция социальной сферы Юго-восточной железной дороги в сумме 61355 тыс. руб., ее взыскание в судебном порядке не производилось.
Не в полной мере Правительством области, в том числе и министерством лесного, охотничьего и рыбного хозяйства Саратовской области реализуются полномочия по нормативно-правовому регулированию лесных отношений.
До настоящего времени в нарушение п.п. 2 и 3 ст. 82 ЛК РФ органами власти Саратовской области не установлены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Саратовской области, в целях его аренды, а также ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности Саратовской области.
Вышеизложенное свидетельствует о ненадлежащем исполнении должностными лицами министерства лесного, охотничьего и рыбного хозяйства Саратовской области возложенных полномочий, что является недопустимым.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
рассмотреть настоящее представление и принять меры к устранению выявленных нарушений закона и недопущению их в последующем.
Принять меры, направленные на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на лесные участки, находящиеся в границах населенных пунктов и переведенные из земель сельскохозяйственного назначения.
Обеспечить перевод участков, покрытых лесом, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения площадью 119112 га, в состав земель лесного фонда и зарегистрировать право собственности в установленном законом порядке.
Средства федерального бюджета, выделенные в виде субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений на общую сумму 7078042,38 руб., неправомерно израсходованные Министерством лесного, охотничьего и рыбного хозяйства Саратовской области и ОГУ "Саратовское управление лесного хозяйства" на реализацию полномочий по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения вышеуказанными участками, возвратить в федеральный бюджет.
В соответствии с п.п. 2 и 3 ст. 82 ЛК РФ установить ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Саратовской области, в целях его аренды, а также ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности Саратовской области.
За допущенные нарушения применить к министру лесного, охотничьего и рыбного хозяйства Саратовской области Богапову Б.С., а также иным виновным лицам Министерства дисциплинарное взыскание.
О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщите в прокуратуру области в установленный законом месячный срок.

Прокурор области,
Государственный советник юстиции 3 класса
Е.Ф.ГРИГОРЬЕВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru