Законодательство
Саратовской области

Саратовская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО прокуратуры Саратовской области от 29.02.2008 № 7/1-14-2008
"О МЕРАХ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПО ФАКТАМ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, СВЯЗАННЫМ С САМОВОЛЬНЫМ СНЯТИЕМ, ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ, УНИЧТОЖЕНИЕМ ИЛИ ПОРЧЕЙ ПЛОДОРОДНОГО СЛОЯ ПОЧВЫ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено.






ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОКУРАТУРА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 29 февраля 2008 г. № 7/1-14-2008

О МЕРАХ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПО ФАКТАМ
НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, СВЯЗАННЫМ С САМОВОЛЬНЫМ
СНЯТИЕМ, ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ, УНИЧТОЖЕНИЕМ
ИЛИ ПОРЧЕЙ ПЛОДОРОДНОГО СЛОЯ ПОЧВЫ

Практика прокурорского надзора свидетельствует о широкой распространенности правонарушений, посягающих на общественные отношения по использованию и охране почвы. Контролирующими органами, а также органами прокуратуры выявляются многочисленные факты самовольного снятия перемещения, уничтожения или порчи плодородного слоя почвы.
Земельным кодексом РФ провозглашен принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде.
В соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" плодородием земель сельскохозяйственного назначения является способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.
Согласно Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденным Приказом Минприроды РФ от 22 декабря 1995 г. № 525 и Приказом Роскомзема от 22 декабря 1995 г. № 67, под плодородным слоем почвы понимается верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и агрохимическими свойствами (п. 19 прил. № 6) (далее - Основные положения).
Согласно ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель на собственников земельных участков, а также их арендаторов, землепользователей, землевладельцев возлагаются определенные обязанности.
В частности, указанные лица обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинять вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления предусмотрена частью 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Уничтожение плодородного слоя почвы может выражаться в виде таких действий, как насыпка поверх него другого грунта, залив бетоном, асфальтом, и т.п. Уничтожение плодородного слоя почвы может быть следствием механического воздействия, например сноса плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог; невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта и т.п.
Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяйственной ценности земель.
Согласно п. 8 Определения основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утвержденного Роскомземом 29 марта 1994 г. № 3-14-1/404, под порчей и уничтожением плодородного слоя почвы понимается частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.
Следует обратить особое внимание на необходимость четкого разграничения ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ от уголовной ответственности, предусмотренной ст. 254 УК РФ "Порча земли".
В соответствии с ч. 1 ст. 254 УК РФ влечет уголовную ответственность отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.
Установление последствий земельного правонарушения осуществляется соответствующими специалистами, обладающими специальными познаниями.
Поэтому в случае выявления фактов порчи земли необходимо обеспечить проведение экспертизы.
Значительным опытом по проведению лабораторных исследований о загрязнении почвы на территории Саратовской области обладает "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Саратовской области" - филиал ФГУ "ЦЛАТИ по ПФО", подведомственный Ростехнадзору (далее - ЦЛАТИ). По заказу Ростехнадзора исследования проводятся ЦЛАТИ на безвозмездной основе.
В связи с изложенным, при выявлении фактов отравления, загрязнения или иной порчи земли вредными продуктами целесообразно направить через прокуратуру области поручение руководителю Управления Ростехнадзора.
В поручении необходимо подробно изложить суть инцидента, в результате которого произошла порча земли, а также требование о предоставлении в прокуратуру:
1. Сопроводительного письма с изложением конкретных нарушений земельного законодательства, повлекших вредные последствия, с указанием размера причиненного ущерба.
2. Протокола по факту нарушения, содержащего:
- полное описание времени, места события, границ и зон загрязнения, причин, способствовавших его совершению, вредных последствий;
- полное описание установленного источника загрязнения и загрязняющих веществ (вид, количество);
- название нарушенных правил обращения с опасными веществами с указанием конкретных норм;
- сведения о лицах, нарушивших установленные правила.
3. Мотивированного заключения о причиненном вреде, его размере, степени опасности в целом и по отношению к конкретным природным объектам (угроза причинения существенного вреда здоровью человека, загрязнение, отравление или заражение окружающей среды).
Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В рассматриваемом случае размер вреда определяется в соответствии с Методическими указаниями по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений, утвержденными Председателем Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 06.09.1999, и Порядком определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами, изданным в 1993 году.
В соответствии с п. 2 ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
В настоящее время получили распространение случаи снятия плодородного слоя почвы с последующей ее розничной продажей гражданам для осуществления растениеводства.
Данная деятельность в силу ее противоправности подлежит пресечению путем принятия соответствующих мер прокурорского реагирования.
При этом следует иметь в виду, что Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" относит почву к компонентам природной среды с целью их особой охраны, но не в качестве объекта имущественных отношений.
Таким образом, почва не может рассматриваться в качестве обычного товара.
По мнению ряда ученых, исходя из нормы ст. 135 ГК РФ, земельный участок является главной вещью, а почва - его принадлежностью. Следовательно, юридическая судьба почвы (принадлежности) следует судьбе земельного участка (главной вещи).
Правообладатель земельного участка получает его в пользование вместе с почвой, и он не может распорядиться ею отдельно от земельного участка.
В соответствии с п. 8 Основных положений, нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород (лесс, лессовидные и покровные суглинки и др.) устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород.
Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.
Для озеленения и благоустройства территорий населенных пунктов и других целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, преимущественно используются соответствующие санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям потенциально плодородные слои и породы, а также плодородный слой почвы, снимаемый в черте населенных пунктов при проведении строительных и иных работ.
Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ. Ответственность за правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 8.6 наступает независимо от наступления опасных последствий.
Как правило, снятие плодородного слоя почвы осуществляется при отсутствии правоустанавливающих документов, предусмотренных ст.ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ, что влечет административную ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ.
К выявлению и пресечению указанных правонарушений целесообразно привлечь органы внутренних дел, в том числе подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
От контролирующих органов следует потребовать незамедлительного принятия мер, направленных на пресечение незаконной деятельности.
Предлагаю использовать данную информацию в целях активизации надзора за соблюдением законодательства о земле.

Заместитель прокурора области,
советник юстиции
Т.В.МАСЛОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru