Законодательство
Саратовской области

Саратовская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства Саратовской области от 27.03.2008 № 86-Пр
"О СОСТОЯНИИ КОРРУПЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕР АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2007 ГОДУ"
(вместе с "ОТЧЕТОМ О СОСТОЯНИИ КОРРУПЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕР АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2007 ГОДУ")

Официальная публикация в СМИ:
"Собрание законодательства Саратовской области", № 5, апрель, 2008.






ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 марта 2008 г. № 86-Пр

О СОСТОЯНИИ КОРРУПЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕР
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2007 ГОДУ

1. Принять к сведению отчет отдела по противодействию коррупции при Правительстве Саратовской области о состоянии коррупции, реализации мер антикоррупционной политики в Саратовской области в 2007 году, исполнении в 2007 году Закона Саратовской области "О противодействии коррупции в Саратовской области", Закона Саратовской области "Об областной целевой программе "Противодействие коррупции в Саратовской области на 2007 - 2010 годы" согласно приложению.
2. Органам исполнительной власти области продолжить работу по реализации антикоррупционной политики в Саратовской области.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления города Саратова, Аткарского, Балашовского, Петровского, Пугачевского, Энгельсского муниципальных районов области завершить работу по принятию муниципальных антикоррупционных программ до 1 мая 2008 года.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-губернатора - первого заместителя Председателя Правительства области Бабичева А.Г.

Губернатор
Саратовской области
П.Л.ИПАТОВ





Приложение
к распоряжению
Правительства Саратовской области
от 27 марта 2008 г. № 86-Пр

ОТЧЕТ
О СОСТОЯНИИ КОРРУПЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕР
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2007 ГОДУ

В последние годы коррупция в России, в том числе в Саратовской области, стала серьезной проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного управления. Несмотря на противодействие со стороны государства, принятие различных профилактических, предупредительных и карательных мер, современная коррупция охватывает все новые и новые сферы деятельности, негативно сказываясь на политической устойчивости и экономической безопасности страны, подрывая их изнутри и создавая реальную угрозу национальной безопасности.
Коррупционность государственных структур и должностных лиц влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны предпринимателей и населения. Коррупция представляет собой реальную угрозу нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости.
Как показывают социологические исследования, проведенные в Российской Федерации, коррупция в разной степени присутствует во всех сферах взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с представителями организаций и гражданами.
В настоящее время в нашей стране не имеется единой концепции осуществления антикоррупционной политики. Также не выработана единая система определения регионального уровня коррупции, что можно объяснить, в том числе, ее высокой латентностью. Ни одна структура не занимается определением уровня коррупции на постоянной основе. Различные организации от случая к случаю проводят подобные исследования, но результаты их могут значительно варьироваться в зависимости от подбора и формулировки исследуемых вопросов, предмета исследования. В связи с изложенным для оценки состояния коррупции в области использовались в комплексе статистические данные, результаты опросов общественного мнения, материалы средств массовой информации.
По данным опроса общественного мнения, проведенного в декабре 2007 года Центром социальных исследований "РОСС-XXI век" в Саратовской области, только 13 процентов населения считают, что, несмотря на наличие коррупции, ситуация в целом находится под контролем органов правопорядка. При этом 59 процентов населения считают, что коррупция поразила все структуры власти, включая правоохранительные органы. Эти показатели вызывают крайнюю тревогу, поскольку отражают мнение населения по вопросу о состоянии коррупции в области.
Выражая мнение о стратегии борьбы с коррупцией, 59 процентов населения полагают, что для успешной борьбы необходимо усиление наказаний за коррупционные преступления. В то же время 30 процентов населения выразили мнение, что эффективным способом решения проблемы является подбор честных работников в органах власти и 36 процентов считают, что целесообразно также с этой целью совершенствовать действующее законодательство. Хотя два последних показателя не отражают мнение большинства населения, но в то же время обнадеживающим является то, что значительная его часть положительно оценивает возможности не только карательных методов противодействия коррупции.
По вопросу о значении Закона Саратовской области "О противодействии коррупции в Саратовской области" только 11 процентов населения считают, что он полезен с точки зрения противодействия коррупции, что свидетельствует о недостаточной осведомленности граждан о сути названного закона, а также о скептическом отношении к возможности реального противодействия коррупции.
При оценке способности различных субъектов противодействия коррупции оказать реальное влияние на снижение ее уровня население выражает большее доверие: Губернатору области - 37 процентов, прокуратуре области - 38 процентов, управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по области - 36 процентов. Также высока оценка возможностей средств массовой информации - 34 процентов, поэтому представляется необходимым эффективнее использовать их потенциал в деле противодействия коррупции и не только для широкого освещения фактов коррупции, но и для антикоррупционной пропаганды, формирования негативного отношения всех слоев населения к проявлениям коррупции. Это особенно актуально с учетом сложившегося у населения отношения к взятке: только 28 процентов населения полагают, что взятку нельзя давать ни при каких обстоятельствах, это преступно и аморально. 60 процентов населения считают, что бывают ситуации, когда лучше дать взятку. В связи с изложенным следует отметить, что без изменения сознания населения, его терпимого отношении к взятке не стоит ожидать должного эффекта от принимаемых мер по противодействию коррупции.
Вызывают обеспокоенность показатели известных населению фактов взяточничества:
26 процентов опрошенных заявили, что они сами либо их знакомые в течение последних 1 - 2 лет вынуждены были давать взятки при лечении в больницах;
21 процент - в связи с медицинским обслуживанием в поликлиниках:
23 процента - при поступлении в вуз;
21 процент - в связи с обучением в вузах;
15 процентов - в связи с обучением детей в школе;
16 процентов - при решении вопросов призыва в армию;
32 процента - при решении проблем с ГИБДД (нарушение ПДД, получение прав, техосмотр и т.п.);
17 процентов - при решении иных проблем с милицией;
11 процентов - при оформлении права на земельный участок;
9,3 процента - при рассмотрении дел в судах;
7,9 процента - при решении вопросов в районных администрациях;
7,5 процента - при оформлении права на жилплощадь;
9,1 процента - при регистрации по месту жительства и оформлении паспорта;
7,8 процента - при решении вопросов в прокуратуре;
6 процентов - в связи с получением субсидий и других социальных выплат;
6 процентов - в связи с оформлением и перерасчетом пенсии.
В свете приведенных крайне тревожных данных как несомненно положительное явление следует отметить адекватное восприятие остроты проблемы коррупции органами исполнительной власти области и правоохранительными органами области и соответствующее усиление их антикоррупционной деятельности.
Так, оперативно-следственная работа правоохранительных органов области стала носить системный характер. Усиление борьбы с коррупцией повлекло увеличение количества выявляемых преступлений коррупционной направленности. По данным прокуратуры области в 2007 году выявлено 319 преступлений коррупционной направленности, что на 16 процентов больше, чем в 2006 году (275 преступлений). В том числе в 2007 году выявлено 156 фактов взяточничества, что на 4 процента больше, чем в 2006 году (150 фактов).
По данным Управления Судебного департамента в Саратовской области в 2007 году в области осуждены за взяточничество 137 человек, что на 16 процентов больше, чем в 2006 году (118 человек).
По фактам взяточничества в 2007 году привлечены к уголовной ответственности:
1 лицо, занимающее государственную должность Саратовской области;
2 государственных служащих;
2 налоговых инспектора;
10 муниципальных служащих;
3 депутата муниципальных собраний;
8 сотрудников органов внутренних дел;
17 медицинских работников;
4 руководящих работника учебных заведений;
11 руководителей различных учреждений.
В том числе привлечены к уголовной ответственности министр сельского хозяйства области, начальник криминальной милиции отдела внутренних дел Краснопартизанского района области, начальник Краснокутского отдела управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, глава Базарно-Карабулакского муниципального района, заместитель главы Воскресенского муниципального района по ЖКХ, заместитель главы администрации Лысогорского муниципального района - начальник управления сельского хозяйства.
С учетом особой актуальности проблемы с 2006 года Правительством области проводится комплекс мероприятий по противодействию коррупции.
В целях реализации антикоррупционной политики, обеспечения разработки и внедрения механизмов противодействия коррупции на территории Саратовской области 29 декабря 2006 года принят Закон Саратовской области "О противодействии коррупции в Саратовской области".
Во исполнение названного закона 6 февраля 2007 года создан специально уполномоченный орган по противодействию коррупции - отдел по противодействию коррупции при Правительстве области. В соответствии с частью 1 статьи 10 названного Закона области целями отдела являются: организация разработки направлений, форм и методов антикоррупционной политики; обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами, органами и организациями, реализующими антикоррупционную политику в области.
Правоохранительные органы борются с коррупцией преимущественно карательными методами, которые, безусловно, являются важными и действенными инструментами противодействия коррупции. Но такие меры направлены прежде всего на отдельно взятые факты коррупции и оказывают профилактическое воздействие как устрашающий, предостерегающий фактор. В отличие от правоохранительных органов стратегическая задача отдела - разработка и внедрение в практику антикоррупционных механизмов, то есть такой организации деятельности чиновников, которая исключала бы саму возможность использования своего служебного положения в корыстных целях. Только использование обоих названных подходов в совокупности может дать эффективные результаты.
Отделом по противодействию коррупции при Правительстве области во исполнение возложенных на него функций в течение 2007 года выполнено следующее:
разработан проект областной целевой программы "Противодействие коррупции в Саратовской области на 2007 - 2010 годы" (программа утверждена Законом Саратовской области "Об областной целевой программе "Противодействие коррупции в Саратовской области на 2007 - 2010 годы" от 2 августа 2007 года);
разработана методика антикоррупционной экспертизы правовых актов и проектов правовых актов с целью использования при проведении названной экспертизы отделом по противодействию коррупции при Правительстве Саратовской области и (или) привлекаемыми в установленном порядке специалистами. Антикоррупционная экспертиза проводится для выявления и описания коррупциогенных факторов в действующих правовых актах и проектах правовых актов, разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов. Под коррупциогенным фактором понимается явление или совокупность явлений, создающие предпосылки для совершения коррупционных правонарушений. Указанная методика направлена также во все органы исполнительной власти области и администрации муниципальных образований области для использования в целях первичной проверки подготавливаемых проектов правовых актов на коррупционность;
разработана примерная программа органа исполнительной власти области по реализации антикоррупционной политики Саратовской области на 2007 - 2010 годы и сводный план мероприятий органов исполнительной власти Саратовской области по реализации антикоррупционной политики на 2007 - 2010 годы. На основании названной примерной программы органами исполнительной власти области подготовлены и представлены для согласования в отдел проекты соответствующих программ для каждого ведомства. В соответствии с предложениями отдела проекты были доработаны и утверждены. В 2007 году 28 органов исполнительной власти области приняли ведомственные антикоррупционные программы. Принятые программы учитывают специфику деятельности каждого из них. Плановые мероприятия ведомственных программ по реализации антикоррупционной политики в соответствии с предложенной органам исполнительной власти области примерной программой имеют следующие основные разделы:
1. Организационные меры по созданию механизмов реализации антикоррупционной политики.
2. Организация ведомственного мониторинга коррупциогенных факторов и действенности мер антикоррупционной политики.
3. Вопросы кадровой политики.
4. Обеспечение регламентации деятельности органов власти.
5. Создание отраслевой нормативной правовой базы, не содержащей норм коррупциогенного характера. Перечни плановых мероприятий составлены с учетом функций, задач и полномочий надзорного, контрольного и распорядительного характера согласно положениям о министерствах, комитетах, управлениях и специфике их деятельности. В каждом органе исполнительной власти области назначены лица, ответственные за исполнение мероприятий по реализации антикоррупционной политики,
разработаны рекомендации по подготовке программ по противодействию коррупции для муниципальных районов и городских округов области. Первоначально были разработаны и направлены в четыре муниципальных района области - Вольский, Дергачевский, Ивантеевский, Лысогорский - рекомендации по подготовке муниципальных программ по реализации антикоррупционной политики - для разработки на местах антикоррупционных программ с учетом специфики каждого муниципального образования. Программы, подготовленные в этих муниципальных районах, были проанализированы. С учетом обобщения полученного опыта главам администраций всех муниципальных районов и городских округов области направлены для использования скорректированные рекомендации по подготовке муниципальных антикоррупционных программ. В результате проведенной работы в 2007 году в 33 муниципальных районах и городских округах области муниципальными Собраниями утверждены программы по противодействию коррупции:
проведено более 870 антикоррупционных экспертиз правовых актов и проектов правовых актов. Из них более чем по 150 даны заключения о наличии коррупциогенных признаков, создающих предпосылки для совершения коррупционных правонарушений; указанные заключения учтены разработчиками, коррупциогенные факторы исключены. Все проекты правовых актов области по вопросам государственной и муниципальной собственности, бюджетного, лицензионного, налогового законодательства в обязательном порядке в соответствии с Законом Саратовской области "О противодействии коррупции в Саратовской области" направляются на антикоррупционную экспертизу. Важным направлением осуществления органами исполнительной власти области системы мероприятий по противодействию коррупции стала разработка административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере контроля и надзора. Суть этих мероприятий состоит в разработке и внедрении регламентов, в которых детально отражены все процедуры, сроки их исполнения, порядок обжалования действий должностных лиц и ответственность за нарушение требований регламентов. Регламенты должны быть опубликованы и размещены в местах оказания услуг и исполнения функций. Любой гражданин, юридическое лицо могут ознакомиться с регламентами и четко представлять свои права, а также соответствующие им обязанности должностных лиц. В соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 19 апреля 2007 г. № 173-П "Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" все административные регламенты направляются на антикоррупционную экспертизу в отдел по противодействию коррупции при Правительстве области. Выявленные в проектах коррупциогенные факторы устраняются в соответствии с рекомендациями экспертизы. Проекты административных регламентов рассматриваются комиссией по проведению административной реформы в Саратовской области и утверждаются только после учета всех поступивших замечаний. В 2007 году рассмотрено 118 административных регламентов;
рассмотрено 30 обращений, в том числе разрешены по существу 2 обращения с дачей разъяснения и 28 направлены в другие органы для рассмотрения в соответствии с компетенцией. В компетенцию отдела не входит самостоятельное проведение проверок. Отделом поступающие обращения изучаются и анализируются с целью антикоррупционного мониторинга и обобщения информации о сферах государственной деятельности, имеющих высокую степень коррупционных рисков;
в средствах массовой информации, на телевидении регулярно проводятся выступления с целью антикоррупционной пропаганды и информирования о мероприятиях антикоррупционной направленности. Принимается активное участие в антикоррупционных семинарах и конференциях как по области, так и в иных регионах.
Областная целевая программа "Противодействие коррупции в Саратовской области на 2007 - 2010 годы" является составной частью антикоррупционной политики в области. В ней содержатся лишь те мероприятия, для реализации которых требуются затраты из средств областного бюджета. Остальной объем мероприятий по противодействию коррупции осуществляется органами исполнительной власти области в плановом порядке в рамках выполнения их функциональных обязанностей, поэтому эти мероприятия не включены в программу.
В соответствии с разделом 7 программы на 2007 год планировалось выполнение следующих мероприятий:
1. Проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов области и выработка рекомендаций по внесению в них изменений независимыми экспертами, определяемыми по результатам конкурса (проведение данного мероприятия запланировано в отношении значительного количества правовых актов в целях обеспечения большей объективности и открытости антикоррупционной экспертизы).
2. Организация и проведение опроса общественного мнения для оценки уровня коррупции, выявления норм в законодательстве области, способствующих совершению коррупционных правонарушений, выявления коррупционных сфер деятельности.
3. Создание выделенной телефонной линии для "телефона доверия" и организация его работы на период реализации программы.
4. Создание интернет-страницы (интернет-сайта) отдела с разработкой оригинального дизайна. Все запланированные на 2007 год программные мероприятия реализованы:
на основании государственного контракта, заключенного по результатам конкурса, торгово-промышленной палатой Саратовской области проведена антикоррупционная экспертиза 250 действующих областных правовых актов, в том числе 202 законов области. Кроме того, дополнительно за счет использования сэкономленных в результате проведения конкурса средств на основании договора торгово-промышленной палатой области проведена антикоррупционная экспертиза 62 действующих областных правовых актов. Итого проведена независимая антикоррупционная экспертиза 312 действующих правовых актов области;
на основании заключенных договоров Центром социальных исследований "РОСС-XXI век" проведены опросы общественного мнения для оценки уровня коррупции, выявления норм в законодательстве области, способствующих совершению коррупционных правонарушений, выявления коррупционных сфер деятельности. Результаты опросов используются для планирования антикоррупционных мероприятий отдела, других органов исполнительной власти области для предоставления соответствующей информации в правоохранительные органы области;
создана выделенная телефонная линия для "телефона доверия" отдела по противодействию коррупции при Правительстве области для получения информации от граждан о фактах коррупции в целях ее использования отделом и правоохранительными органами области для проведения мероприятий антикоррупционной направленности (телефон 28-32-83);
на основании заключенного договора создана интернет-страница (интернет-сайт) отдела для размещения информации о реализации программы, фактах коррупции и принятых по ним мерах, мероприятиях по противодействию коррупции.
Отделом изучается практика реализации антикоррупционной политики в других регионах Российской Федерации. В том числе изучался с выездом на место опыт Республики Татарстан в исполнении республиканского закона о противодействии коррупции и республиканской антикоррупционной программы.
Саратовская область стала вторым после Республики Татарстан регионом Российской Федерации, реализующим анти-коррупционную политику на основании собственного регионального закона. Накопленный опыт в организации и проведении мероприятий антикоррупционной направленности, формировании нормативной и методической базы представляет интерес для иных регионов, о чем свидетельствуют многочисленные обращения в отдел по противодействию коррупции при Правительстве области. Отделом представлялись соответствующие информационные материалы в органы исполнительной власти Чувашской Республики, Воронежской, Белгородской, Кировской, Ростовской, Ульяновской областей, прокуратуру Ханты-Мансийского автономного округа, прокуратуру Республики Беларусь.
Среди приоритетных задач реализации антикоррупционной политики на 2008 год необходимо выделить следующие:
выполнение ведомственных и муниципальных программ по противодействию коррупции;
осуществление внутреннего контроля за выполнением программных антикоррупционных мероприятий;
оказание методической помощи органам местного самоуправления в реализации муниципальных антикоррупционных программ;
активизация совместной работы правоохранительных органов и органов исполнительной власти области по совершенствованию механизма антикоррупционного мониторинга;
налаживание взаимодействия органов исполнительной власти области с научными организациями с целью выработки и внедрения новых антикоррупционных механизмов, совершенствования ведомственных и муниципальных антикоррупционных программ;
формирование практики взаимодействия органов исполнительной власти области, правоохранительных органов со средствами массовой информации с целью широкого освещения фактов коррупции для антикоррупционной пропаганды, формирования негативного отношения всех слоев населения к проявлениям коррупции;
организация и проведение опроса общественного мнения по итогам года для оценки уровня коррупции, выявления норм в законодательстве области, способствующих совершению коррупционных правонарушений, выявления коррупционных сфер деятельности;
организация и проведение "круглых столов" для информирования предпринимателей и общественных объединений области о ходе реализации программы, обсуждения проблем противодействия коррупции, обобщения и распространения позитивного опыта антикоррупционного поведения среди субъектов предпринимательской деятельности;
проведение конкурса среди учреждений высшего профессионального образования на лучшую организацию работы по предупреждению коррупционных правонарушений;
разработка и предложение к внедрению программ этического образования для учреждений высшего профессионального образования;
регулярный выпуск тематической полосы антикоррупционной направленности в областной газете, организация выпуска тематических сюжетов в новостных телепрограммах, в том числе с использованием материалов общественных объединений;
разработка и изготовление печатной продукции антикоррупционной направленности.
Важную роль в профилактике коррупционных правонарушений должна сыграть также регламентация муниципальных функций и услуг. Постановлением Правительства Саратовской области от 17 июля 2007 г. № 268-П "О разработке административных регламентов" было, в частности, рекомендовано органам местного самоуправления области сформировать перечни муниципальных услуг, предоставляемых этими органами, в том числе на платной основе, и перечень муниципальных функций в сфере контроля и надзора в целях их дальнейшей регламентации. В августе 2007 года главам администраций муниципальных районов и городских округов были представлены методические рекомендации по составлению регламентов. Регламентация муниципальных функций и услуг должна быть завершена в течение 2008 года.
Необходимо отметить, что, несмотря на принимаемые меры, проблема коррупции в области не теряет своей актуальности и остроты, о чем свидетельствуют приведенные данные опроса общественного мнения и статистика. Решить эту проблему "кавалерийским наскоком" невозможно, для этого необходима настойчивая, длительная, сложная работа, нужны новые идеи, нестандартные подходы к решению проблемы.
На прошедшей в ноябре 2007 года в г. Чебоксары Коллегии по безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, посвященной вопросам противодействия коррупции, Саратовская область была отмечена с лучшей стороны по всем основным направлениям реализации антикоррупционной политики. Реализуемые антикоррупционные мероприятия создают базу для подрыва основ коррупции в области, и они непременно будут продолжены как в текущем году, так и в дальнейшем.
При подготовке настоящего отчета использованы материалы, представленные прокуратурой Саратовской области, Главным управлением внутренних дел по Саратовской области, Управлением Судебного департамента в Саратовской области, Центром социальных исследований "РОСС-XXI век", сообщения средств массовой информации.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru