Законодательство
Саратовской области

Саратовская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Саратовской области от 20.11.2002 № 101-П
"О ПРОЕКТЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ ПОСЕВОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003-2005 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено.


Утратил силу с 20 марта 2008 года в связи с изданием постановления Правительства Саратовской области от 20.03.2008 № 103-П.
   ------------------------------------------------------------------

Вступил в силу с 20 ноября 2002 года (пункт 4 данного документа).



ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2002 г. № 101-П

О ПРОЕКТЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ ПОСЕВОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
КУЛЬТУР В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003-2005 ГОДЫ

В целях создания эффективной защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей и привлечения ресурсов страховых компаний в агропромышленный комплекс области Правительство области постановляет:
1. Одобрить прилагаемый проект Программы государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области на 2003-2005 годы и направить его в установленном порядке на рассмотрение в Саратовскую областную Думу.
2. Министерству экономического развития и торговли Саратовской области:
с учетом указанного в пункте 1 настоящего Постановления проекта Программы внести предложения по уточнению объемов финансирования проекта Программы развития страховой защиты населения и территории Саратовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, одобренного Постановлением Правительства Саратовской области от 27 сентября 2002 г. № 91-П;
совместно с министерством сельского хозяйства и продовольствия области при разработке проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год предусматривать средства на компенсацию страховых платежей сельскохозяйственных товаропроизводителей.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на вице-губернатора - первого заместителя Председателя Правительства области Марона В.М.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор
Саратовской области
Д.Ф.АЯЦКОВ





Приложение
к Постановлению
Правительства Саратовской области
от 20 ноября 2002 г. № 101-П

ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ
ПОСЕВОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР В
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003-2005 ГОДЫ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

   -----------------T-------------------------------------------------¬

¦Наименование ¦Программа государственной поддержки развития ¦
¦Программы ¦страхования посевов сельскохозяйственных культур ¦
¦ ¦в Саратовской области на 2003-2005 годы (далее ¦
¦ ¦- Программа) ¦
+----------------+-------------------------------------------------+
¦Государственный ¦Министерство сельского хозяйства и продовольствия¦
¦заказчик ¦области ¦
¦Программы ¦ ¦
+----------------+-------------------------------------------------+
¦Основные ¦Министерство экономического развития и торговли ¦
¦разработчики ¦области, агентство регионального развития при ¦
¦Программы ¦Губернаторе области, министерство сельского ¦
¦ ¦хозяйства и продовольствия области ¦
+----------------+-------------------------------------------------+
¦Цель и основные ¦Целью Программы является обеспечение эффективной ¦
¦задачи Программы¦защиты экономических интересов ¦
¦ ¦сельскохозяйственных товаропроизводителей в ¦
¦ ¦Саратовской области от неблагоприятного ¦
¦ ¦воздействия чрезвычайных ситуаций природного и ¦
¦ ¦техногенного характера в сельском хозяйстве. ¦
¦ ¦Основными задачами Программы являются: ¦
¦ ¦внедрение рыночного механизма компенсации потерь ¦
¦ ¦предприятий растениеводческой отрасли сельского ¦
¦ ¦хозяйства области в соответствии с Постановлением¦
¦ ¦Правительства Российской Федерации от 1 ноября ¦
¦ ¦2001 г. № 758 "О государственной поддержке ¦
¦ ¦страхования в сфере агропромышленного ¦
¦ ¦производства"; ¦
¦ ¦формирование эффективного механизма ¦
¦ ¦взаимодействия органов исполнительной власти ¦
¦ ¦области, финансовых и страховых институтов, ¦
¦ ¦обеспечивающего доступность страхования посевов ¦
¦ ¦сельскохозяйственных культур для ¦
¦ ¦сельскохозяйственного товаропроизводителя; ¦
¦ ¦повышение инвестиционной привлекательности ¦
¦ ¦сельскохозяйственных товаропроизводителей области¦
¦ ¦посредством использования механизма страхования; ¦
¦ ¦создание условий для привлечения финансовых ¦
¦ ¦ресурсов страховщиков - участников реализации ¦
¦ ¦Программы в агропромышленный комплекс области ¦
+----------------+-------------------------------------------------+
¦Сроки и этапы ¦2003-2005 годы ¦
¦реализации ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+----------------+-------------------------------------------------+
¦Исполнители ¦Министерство сельского хозяйства и продовольствия¦
¦основных ¦области, министерство экономического развития и ¦
¦мероприятий ¦торговли области ¦
¦Программы ¦ ¦
+----------------+-------------------------------------------------+
¦Объемы и ¦Источниками финансирования программы являются ¦
¦источники ¦средства областного бюджета в объеме 530 млн. ¦
¦финансирования ¦рублей ¦
¦Программы ¦ ¦
+----------------+-------------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦Создание эффективной защиты имущественных ¦
¦конечные ¦интересов предприятий растениеводческой отрасли; ¦
¦результаты ¦создание системы внебюджетного финансирования ¦
¦реализации ¦потерь сельхозтоваропроизводителей от ¦
¦Программы ¦чрезвычайных ситуаций (недород, засуха и т.д.); ¦
¦ ¦сокращение финансовых издержек ¦
¦ ¦сельхозтоваропроизводителя при осуществлении ¦
¦ ¦страхования; привлечение в агропромышленный ¦
¦ ¦комплекс области в ходе реализации Программы ¦
¦ ¦около 1 млрд. рублей инвестиционных ресурсов; ¦
¦ ¦привлечение (на безвозвратной основе) около 8,1 ¦
¦ ¦млн. рублей внебюджетных средств в ¦
¦ ¦растениеводческую отрасль сельского хозяйства ¦
L----------------+--------------------------------------------------


1. Введение

1.1. Программа государственной поддержки страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области на 2003-2005 годы (далее - Программа) представляет собой взаимосвязанный по содержанию ресурсам, срокам и исполнителям комплекс мероприятий правового, организационного и финансового характера, направленных на защиту экономических интересов сельхозтоваропроизводителей области. Программа учитывает специфику Саратовской области, современную стратегическую роль страхования, как наиболее реального средства стабилизации и источника инвестиционных ресурсов для аграрного сектора, занимающего 17,4 процента в структуре валового внутреннего продукта области.
Правовой и методологической основой для разработки Программы послужили нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, регулирующие вопросы страховой деятельности, Концепция развития страховой защиты населения и территории Саратовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утвержденная Постановлением Правительства Саратовской области от 25 декабря 2001 г. № 130-П, а также установленная и реально действующая система государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур за счет средств федерального бюджета. Программа ориентирована на внедрение рыночных механизмов поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, выстраивании системы взаимных интересов государства и сельскохозяйственного товаропроизводителя.

1.2. Состояние аграрного сектора экономики области

Аграрный сектор является системообразующим для 95 процентов территории Саратовской области. Он обеспечивает работой почти 30 процентов населения области. При наличии заметных позитивных сдвигов в растениеводческой отрасли области финансово-экономическое положение большинства сельхозтоваропроизводителей в 2002 году остается сложным и неопределенным. К традиционным факторам, отрицательно влияющим на состояние отрасли, добавились неблагоприятная конъюнктура цен, сложившаяся на российском зерновом рынке.
Недостаток машинотракторного парка, ограниченность оборотных средств не позволяет сельскохозяйственным предприятиям выполнить весь комплекс агротехнических работ, предусмотренных технологией сельскохозяйственного производства, что ведет к замедлению сева, уборки и других важнейших операций, и, как следствие, влечет недобор урожая.
Таким образом, в условиях значительно усилившегося отрицательного воздействия ценового и технических факторов многократно возрастает роль инструментов страхования в сохранении устойчивости растениеводческой отрасли, особенно ее финансового состояния, и создании условий для ее развития.

1.3. Состояние регионального рынка страховых услуг

В 2001 году на территории Саратовской области действовало 34 страховых компании. Из них - 13 компаний, зарегистрированных в области, и 21 филиал страховых организаций, зарегистрированных в иных субъектах Российской Федерации. Объем страхового рынка (без учета обязательного медицинского страхования) составил около 800 млн. рублей страховых взносов, что в 1,8 раза больше, чем в 2000 году. По темпам роста страховой рынок области занимает третье место в Поволжском регионе.

1.4. Состояние страхования посевов
сельскохозяйственных культур

Вопросы обеспечения комплексной страховой защиты в сельском хозяйстве имеют особую актуальность в связи с тем, что в Саратовской области большая часть сельскохозяйственных товаропроизводителей находится в зоне рискованного земледелия.
Однако либерализация российской экономики, начавшаяся в 1992 году, практически привела к обрушению этого сегмента страхового рынка. После перевода страхования посевов сельскохозяйственных культур из обязательного вида в добровольный к нему полностью утратили интерес страховщики. Сельскохозяйственные предприятия, в свою очередь лишившиеся государственной поддержки и обнищавшие вследствие диспаритета цен, не имели реальной возможности проплачивать начисленный страховой взнос.
Так, из начисленных в 1998 году 52 млн. рублей страховых взносов хозяйствами было оплачено только 776 тыс. рублей (или 1,5 процента), а в 1999 году из 129 млн. рублей - 1,4 млн. рублей (1,08 процента). При этом по различным оценкам ущерб от недорода урожая в 1998 году составил 1,2 млрд. рублей, а 1999 году - 1 млрд. рублей.
Принимая во внимание сложившееся положение дел, Правительством Саратовской области было принято Постановление от 20 июня 2001 г. № 71-П, которым была утверждена Программа государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области на 2001 год. Учитывая положительный эффект от ее реализации, Постановлением Правительства Саратовской области от 9 августа 2002 г. № 72-П ее действие было продлено на 2002 год.
Реализация вышеуказанной Программы позволила достигнуть следующих результатов:

   ---------------------------------------------------T-------T-------¬

¦ ¦2001 г.¦2002 г.¦
+--------------------------------------------------+-------+-------+
¦Сумма начисленных страховых взносов, млн. рублей ¦ 92,6 ¦196,2 ¦
+--------------------------------------------------+-------+-------+
¦Сумма проплаченных страховых взносов, млн. рублей ¦ 81,8 ¦173,3 ¦
+--------------------------------------------------+-------+-------+
¦Процент оплаты ¦88,35 ¦ 88,35 ¦
+--------------------------------------------------+-------+-------+
¦Объем привлеченных инвестиционных ресурсов, млн. ¦ 44,7 ¦108,3 ¦
¦рублей ¦ ¦ ¦
L--------------------------------------------------+-------+--------


При наличии конкретных положительных результатов реализации указанной Программы, она из-за своего срока действия входит в определенное противоречие с установленными федеральным законодательством нормами сельскохозяйственного страхования (в частности, генеральные договоры страхования предусматривают 5-летний срок действия) и препятствует осуществлению среднесрочного планирования развития АПК.

2. Основные цели и задачи Программы

Основной целью Программы является обеспечение эффективной защиты экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей субъекта в Саратовской области от неблагоприятного воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в сельском хозяйстве.
Достижение сформулированной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:
согласования действий органов исполнительной власти области, финансовых и страховых институтов, направленных на обеспечение доступности страхования посевов сельскохозяйственных культур для сельскохозяйственного товаропроизводителя;
использования механизма страхования в решении вопроса повышения инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных товаропроизводителей области;
создания условий, обеспечивающих инвестирование средств страховщиков - участников реализации Программы в экономику области.

3. Основные принципы развития страхования посевов
сельскохозяйственных культур

Основными принципами развития страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области, учитывающими интересы и специфику заинтересованных сторон, являются:
добровольность;
доступность услуги для всех категорий предприятий аграрного комплекса;
взаимная заинтересованность органов исполнительной власти области и субъектов страхового рынка в развитии данного вида страхования;
адресный характер и прозрачность государственной поддержки сельхозтоваропроизводителя;
согласованность мероприятий Программы с действующим законодательством.

4. Система программных мероприятий

Поставленная в Программе цель будет достигнута, а сформулированные задачи решены посредством реализации комплекса программных мероприятий. Предусмотренные Программой мероприятия взаимоувязаны по исполнителям, срокам реализации, финансовым ресурсам. Большинство из них нацелено одновременно на решение нескольких задач. В силу этого предусматривается схема реализации Программы не в соответствии с поставленными задачами, а по ряду более укрупненных взаимоувязанных направлений.

4.1. Формирование благоприятного климата
развития страхования посевов сельскохозяйственных
культур на территории области

Саратовская область располагает рядом объективных и субъективных факторов для дальнейшего развития страхования посевов сельскохозяйственных культур. К таким факторам можно отнести:
наличие двухлетнего опыта государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур;
активная деятельность на территории области ведущих страховых компаний России, специализирующихся на страховании сельскохозяйственных рисков и имеющих широкую филиальную сеть в большинстве регионов Российской Федерации;
формирование на территории области единой политики органов исполнительной власти области в вопросах создания рыночных механизмов защиты имущественных интересов юридических и физических лиц области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В дополнение к имеющимся положительным факторам Правительство области будет направлять свою деятельность на формирование общего благоприятного климата развития данного сегмента страхового рынка. По прогнозным оценкам сформированный благоприятный климат может привлечь в аграрный сектор экономики области в первый год реализации Программы следующие ресурсы:

(тыс. рублей) <*>
   ---------------------------------------------------T-------------¬

¦Средства на проведение мероприятий, направленных ¦ 1313 ¦
¦на повышение плодородности земли, борьбу с ¦ ¦
¦вредителями ¦ ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦Инвестиционные ресурсы, привлеченные в ¦ 262500 ¦
¦агропромышленный комплекс ¦ ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦Средства на информационную поддержку (обучение ¦ 668 ¦
¦персонала, реклама и т.д.) ¦ ¦
L--------------------------------------------------+--------------


   --------------------------------

<*> Без учета выплат сельхозтоваропроизводителям страхового возмещения по страховому случаю (недород, засуха, гибель урожая от града, вредителей и т.д.)

Формирование благоприятных условий будет включать:
во-первых, обеспечение реальной доступности страхования посевов сельскохозяйственных культур для сельскохозяйственного товаропроизводителя;
во-вторых, создание привлекательных условий для участия в реализации данной программы страховых компаний.
Доступность страхования будет осуществляться по средствам:
компенсации части затрат страхователя за счет средств федерального и областного бюджетов;
льготного кредитования страхователя на сумму страхового взноса;
финансирования деятельности страхователя по снижению вероятности возникновения страхового случая, уменьшения размеров его последствий;
предоставления страхователю инвестиционных ресурсов для реализации проектов развития его деятельности;
государственного контроля за действиями страховых компаний - участников реализации Программы, обеспечивающего гарантию выполнения страховщиком своих обязательств.
Эти условия формируют круг заинтересованных в получении страховой услуги страхователей, способных ее оплатить, и, тем самым, решают задачу создания привлекательных условий для страховых компаний.

4.2. Повышение страховой культуры
сельских товаропроизводителей

Решение задачи развития отдельно взятого вида страхования, как и всего страхового рынка в целом, не может быть осуществлено без повышения культуры пользователя этого вида услуг - страхователя. Необходим переворот в отношении потенциального пользователя к страховой услуге.
Исходя из этого, одним из приоритетных направлений реализации Программы становится задача воспитания квалифицированного пользователя страховой услуги, повышения у него доверия к страхованию.
Реализация данного направления в Программе предусматривается за счет соответствующего информационного сопровождения, которое должно:
обеспечить квалифицированные консультации по вопросам участия в реализации Программы;
развить систему бесплатного обучения;
организовать полноценную пропаганду целесообразности участия сельскохозяйственных товаропроизводителей в ее реализации.
Создание организационного механизма такого сопровождения предусматривается за счет фонда информационной поддержки Программы.

4.3. Использование страхования как инструмента
для повышения инвестиционной привлекательности

В последние годы инвестиции на развитие отраслей сельскохозяйственного производства резко сократились. Из-за дисбаланса цен, некомпенсированного выбытия основных средств, потерь от бесхозяйственности, прогрессирующего падения почвенного плодородия большинство сельскохозяйственных предприятий имеют низкую степень привлекательности для финансовых структур в качестве реального заемщика кредитных ресурсов.

   -----------------------------------------------T--------T--------¬

¦Наименование показателя ¦2000 год¦2001 год¦
¦(по крупным и средним предприятиям) ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------+--------+--------+
¦Сальдированный финансовый результат по отрасли¦ 141,3 ¦ 153,1 ¦
¦"сельское хозяйство", млн. руб. ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------+--------+--------+
¦Удельный вес прибыльных предприятий, ¦ 45 ¦ 50 ¦
¦в процентах от общего числа ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------+--------+--------+
¦Удельный вес инвестиций в основной капитал по ¦ 4,8 ¦ 5,7 ¦
¦отрасли "сельское хозяйство" в общей сумме ¦ ¦ ¦
¦инвестиций по области, (%) ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------+--------+--------+
¦Доля сельского хозяйства в валовом ¦ 12,2 ¦ 17,4 ¦
¦региональном продукте, (%) ¦ ¦ ¦
L----------------------------------------------+--------+---------


В силу указанных причин ежегодно увеличиваются потребности сельского хозяйства области как в долгосрочных финансовых вложениях, так и в кредитных ресурсах для сезонного пополнения оборотных средств.
Основными нерешенными вопросами привлечения инвестиций в аграрный сектор экономики остаются:
гарантии возвратности вложенных средств для кредитора;
доступность кредитных ресурсов для заемщика (низкая кредитная ставка, упрощенная система получения);
возможность осуществления контроля за целевым расходованием полученных кредитных ресурсов.
Решение данных вопросов будет достигаться посредством следующих программных мероприятий:
первый - через создание ликвидного залога у страхователя посредством страхования будущего урожая;
второй формируется из размещенных (по установленным правилам) страховых резервов страховых компаний - участников реализации Программы;
третий - обеспечивается установленной Программой системой отчетности всех участников ее реализации, контролем со стороны органов исполнительной власти области и финансовых институтов.

4.4. Механизм согласованного управления
финансовыми потоками

Органы исполнительной власти области, направляя в рамках законодательства области об областном бюджете бюджетные средства на компенсацию расходов по осуществлению страхования будущего урожая сельскохозяйственным товаропроизводителям, заинтересованы в:
защите имущественных интересов сельскохозяйственного товаропроизводителя и привлечении внебюджетных источников компенсации его потерь при возникновении чрезвычайной ситуации (страхового случая);
повышение инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного товаропроизводителя посредством обеспечения его ликвидным имуществом (застрахованный урожай);
привлечение внебюджетных источников финансирования мероприятий по снижению вероятности возникновения страхового случая, повышению плодородности земель, реализации инвестиционных проектов.
Предлагаемый Программой механизм движения финансовых потоков представляет собой (схема 1) систему правил, устанавливающих в рамках действующего законодательства порядок размещения резервов страховых компаний, формирования различных фондов, повышающих привлекательность Программы.

Схема 1

   ---------------¬ ---------------------------------------1.1----------------------¬

¦ ¦ ¦
   ----------------------¬                                     ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 2.0 ¦ ¦
¦
   ---+-+---+-¬ 1.0               ¦               
   ----------------¬  ¦

¦
   -----+Страховщик+-----------------T-+---------T--------+С/х предприятие¦  ¦

¦ ¦3.3 L----------- ¦ ¦ L---------------- ¦
¦ ¦ ¦ ¦
   ----------------¬  ¦

¦ ¦ ¦ Банки +--1.1---+С/х предприятие¦ ¦
¦ 3.1 ¦
   ---------------¬       ¦           ¦        L----------------  ¦

¦ ¦
   ---+  Страховщик  +-------+           ¦     
   ----------------¬  ¦

¦ ¦ ¦ L----------TT-T- 1.0 L-T----T----+--------+С/х предприятие¦ ¦
¦ ¦ 3.3¦ 3.1¦¦ ¦ ¦ ¦ 1.1 L---------------- ¦
¦ --+--¬ --+-¬ ¦¦ L----------- ¦ ¦
¦ ---+-¬ -+--+¬ -+---¬ -----¬¦¦ 2.0 ¦2.1 ¦
¦ ¦Село¦ ¦Село¦ ¦Село¦ ¦Сел¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦¦
   ------+-----------¬                 3.2¦

¦ L-T--- L-T--- L--T-- L--T--¦¦ ¦ Программа ¦ ¦
¦ ¦3.0 ¦3.0 ¦3.0 ¦ ¦¦ ¦ информационного ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦3.2 ¦ обеспечения ¦ ¦
¦ --+------+-------+------+-¬¦¦ L------------------ ------------------+¬
L-+ Минсельхозпрод области +-L--------------------------------+ Областной ¦
L-------------------------- ¦ страховой резерв ¦
L-------------------


Где:
1.0 - размещение страховщиками страховых резервов в банках - участниках программы.
1.1 - предоставление банками льготных кредитов.
2.0 - формирование страховщиком фонда информационного сопровождения (0,2 процента от страховых сборов).
2.1 - финансирование программ информационного обеспечения.
3.0 - подача заявок от сельскохозяйственных предприятий на выделение средств для проведения предупредительных мероприятий.
3.1 - формирование министерством сельского хозяйства и продовольствия области программы предупредительных мероприятий и передача ее страховщикам.
3.2 - формирование страховщиками страхового резерва области (0,35 процента от объема страховых сборов).
3.3 - финансирование страховщиками программы предупредительных мероприятий, разработанной министерством сельского хозяйства и продовольствия области.
Подобное движение финансовых потоков обусловлено предоставлением страховщику возможности разгрузить часть своих финансовых ресурсов, направляемых на агентское вознаграждение и ведение дела.
Программа, учитывая это, позволяет аккумулировать средства страховщиков и согласованно направлять их на решение наиболее острой проблемы, тем самым повысить эффективность их использования.

4.5. Условия участия страховых компаний
в реализации Программы

Учитывая территориальные особенности реализации Программы, ограниченные территорией Саратовской области, источники ее финансирования, а также специфику осуществления данного вида страхования в климатической зоне Саратовской области, Программа устанавливает требования, обеспечивающие дополнительные гарантии по исполнению страховщиками принятых на себя обязательств и определяющие взаимную заинтересованность участников Программы.
В связи с этим компанией-претендентом может выступать любое юридическое лицо, зарегистрированное в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеющее юридический адрес (местонахождение) в Саратовской области, являющееся налогоплательщиком в бюджет области и не имеющее задолженностей по уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней. При этом компания - претендент должна иметь в качестве основного (одного из основных) вида деятельности страхование сельскохозяйственных рисков, а также обладать надлежаще оформленной лицензией на данный вид деятельности.

5. Эффективность Программы государственной
поддержки развития страхования посевов
сельскохозяйственных культур

5.1. Ресурсное обеспечение Программы

Емкость данного сегмента страхового рынка области составляет более 600 млн. рублей. Учитывая стартовые условия Программы (охват более 30 процентов рынка страхования посевов) и цель создания 100 процентов защиты посевных площадей области от чрезвычайных ситуаций, можно установить следующие прогнозные показатели развития рынка на ближайшие 3 года:
2003 год - 62,5 процента;
2004 год - 83 процента;
2005 год - 100 процентов.
Опыт реализации предыдущей Программы показал эффективность компенсации страхового взноса сельхозтоваропроизводителей из областного бюджета.
Следовательно, для эффективной реализации Программы необходимо выделение из федерального и областного бюджетов финансовых средств в следующих объемах:

   -------------T-----------------T----------------T----------------¬

¦ Годы ¦ Начисленный ¦ Компенсация из ¦ Компенсация из ¦
¦ реализации ¦ страховой взнос ¦ областного ¦ федерального ¦
¦ ¦ ¦ бюджета, ¦ бюджета, ¦
¦ ¦ ¦ млн. рублей ¦ млн. рублей ¦
+------------+-----------------+----------------+----------------+
¦ 2003 ¦ 375 ¦ 150 ¦ 187,5 ¦
+------------+-----------------+----------------+----------------+
¦ 2004 ¦ 500 ¦ 180 ¦ 250 ¦
+------------+-----------------+----------------+----------------+
¦ 2005 ¦ 600 ¦ 200 ¦ 300 ¦
L------------+-----------------+----------------+-----------------


5.2. Эффективность Программы

Реализация Программы позволит:

   -----------------------------------------T-------T-------T-------¬

¦ ¦2003 г.¦2004 г.¦2005 г.¦
+----------------------------------------+-------+-------+-------+
¦Создать полноценную страховую защиту на ¦ 56 ¦ 83 ¦ 100 ¦
¦территории области, % ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+-------+-------+-------+
¦Привлечь средства федерального бюджета, ¦187,5 ¦250 ¦ 300 ¦
¦млн. рублей ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+-------+-------+-------+
¦Привлечь инвестиционные ресурсы в ¦262,5 ¦350 ¦ 420 ¦
¦аграрный сектор, млн. рублей ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+-------+-------+-------+
¦Сформировать областной страховой резерв,¦ 1,313¦ 1,75 ¦ 2,1 ¦
¦млн. рублей ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+-------+-------+-------+
¦Сформировать фонд информационной ¦ 0,75 ¦ 1 ¦ 1,2 ¦
¦поддержки, млн. рублей ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------------------+-------+-------+--------


5.3. Организация управления и контроль
за ходом реализации Программы

Управление Программой и контроль за ходом ее реализации возлагается на министерство сельского хозяйства и продовольствия области. Оно осуществляет:
мониторинг исполнения мероприятий Программы;
проверку правильности составления и оплаты страховых договоров;
контроль за целевым расходованием выделяемых ресурсов и полнотой формирования фондов Программы;
и другое.
Управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляется посредством отчетов ее участников в соответствии с заключаемыми участниками реализации Программы договором о сотрудничестве с министерством сельского хозяйства и продовольствия области.

Программные мероприятия

   ----T---------------------------------------------T----------------T----------T-----------------------------------------¬

¦ № ¦ Наименование мероприятия ¦ Срок ¦ Средства ¦ Ответственный ¦
¦п/п¦ ¦ исполнения ¦областного¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ бюджета ¦ ¦
+---+---------------------------------------------+----------------+----------+-----------------------------------------+
¦1. ¦Разработка формы типового договора участника ¦ январь ¦ ¦министерство сельского хозяйства и ¦
¦ ¦Программы ¦ 2003 года ¦ ¦продовольствия области ¦
+---+---------------------------------------------+----------------+----------+-----------------------------------------+
¦2. ¦Заключение договоров с участниками Программы ¦ постоянно ¦ ¦министерство сельского хозяйства и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦продовольствия области ¦
+---+---------------------------------------------+----------------+----------+-----------------------------------------+
¦3. ¦Заключение договоров страхования посевов с/х ¦ постоянно ¦ ¦страховые компании - участники реализации¦
¦ ¦культур ¦ ¦ ¦Программы ¦
+---+---------------------------------------------+----------------+----------+-----------------------------------------+
¦4. ¦Разработка проекта нормативного правового ¦ февраль ¦ ¦министерство экономического развития и ¦
¦ ¦акта о порядке компенсации страхового взноса ¦ 2003 года ¦ ¦торговли области ¦
¦ ¦сельского товаропроизводителя за счет ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств областного бюджета ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------------+----------------+----------+-----------------------------------------+
¦5. ¦Разработка проекта нормативного правового ¦ февраль ¦ ¦министерство экономического развития и ¦
¦ ¦акта о страховом резерве области ¦ 2003 года ¦ ¦торговли области ¦
+---+---------------------------------------------+----------------+----------+-----------------------------------------+
¦6. ¦Разработка проекта нормативного правового ¦ февраль ¦ ¦министерство экономического развития и ¦
¦ ¦акта о фонде информационной поддержки ¦ 2003 года ¦ ¦торговли области ¦
¦ ¦Программы ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------------+----------------+----------+-----------------------------------------+
¦7. ¦Размещение страховых взносов в банках - ¦ по мере ¦ ¦страховые компании - участники реализации¦
¦ ¦участниках Программы ¦ поступления ¦ ¦Программы ¦
¦ ¦ ¦ средств ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------------+----------------+----------+-----------------------------------------+
¦8. ¦Формирование специальных фондов Программы ¦ по мере ¦ ¦страховые компании - участники реализации¦
¦ ¦ ¦ поступления ¦ ¦Программы ¦
¦ ¦ ¦ средств ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------------+----------------+----------+-----------------------------------------+
¦9. ¦Предоставление отчетов о реализации ¦в соответствии с¦ ¦участники реализации Программы ¦
¦ ¦Программы в министерство сельского хозяйства ¦ установленными ¦ ¦ ¦
¦ ¦и продовольствия области ¦ сроками ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------------+----------------+----------+-----------------------------------------+
¦10.¦Расчет и предоставление заявки в ¦ до 30 апреля ¦ ¦министерство сельского хозяйства и ¦
¦ ¦министерство финансов области о размере ¦ каждого года ¦ ¦продовольствия области ¦
¦ ¦средств, необходимых для компенсации ¦ реализации ¦ ¦ ¦
¦ ¦страховых взносов по заключенным договорам ¦ Программы ¦ ¦ ¦
¦ ¦страхования ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------------+----------------+----------+-----------------------------------------+
¦11.¦Выделение средств из областного бюджета на ¦ до 12 мая ¦ 150 ¦министерство финансов области ¦
¦ ¦компенсацию части страхового взноса ¦ 2003 года ¦ ¦ ¦
¦ ¦сельского товаропроизводителя по договорам ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦страхования посевов ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------------+----------------+----------+-----------------------------------------+
¦12.¦Разработка проекта нормативного правового ¦ декабрь ¦ ¦министерство сельского хозяйства и ¦
¦ ¦акта о расходовании средств фонда ¦ 2003 года ¦ ¦продовольствия области ¦
¦ ¦информационной поддержки ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------------+----------------+----------+-----------------------------------------+
¦13.¦Разработка проекта нормативного правового ¦ декабрь ¦ ¦министерство сельского хозяйства и ¦
¦ ¦акта о расходовании средств страхового фонда ¦ 2003 года ¦ ¦продовольствия области ¦
¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------------+----------------+----------+-----------------------------------------+
¦14.¦Выделение средств из областного бюджета на ¦ до 12 мая ¦ 180 ¦министерство финансов области ¦
¦ ¦компенсацию части страхового взноса ¦ 2004 года ¦ ¦ ¦
¦ ¦сельского товаропроизводителя по договорам ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦страхования посевов ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------------+----------------+----------+-----------------------------------------+
¦15.¦Выделение средств из областного бюджета на ¦ до 12 мая ¦ 200 ¦министерство финансов области ¦
¦ ¦компенсацию части страхового взноса ¦ 2005 года ¦ ¦ ¦
¦ ¦сельского товаропроизводителя по договорам ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦страхования посевов ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------------+----------------+----------+-----------------------------------------+
¦16.¦Организация школ-семинаров по страхованию ¦ постоянно ¦ ¦министерство сельского хозяйства и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦продовольствия области ¦
L---+---------------------------------------------+----------------+----------+------------------------------------------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru